Вариант I. Часть А
На основании пола и возраста в обществе определяются группы
этнические 3) профессиональные
демографические 4) конфессиональные
Верны ли следующие суждения о социальных группах?
А. Малыми социальными группами являются семья, школьный коллектив, компания друзей.
Б. Социальные группы, чья деятельность определяется посредством нормативных документов, называются формальными.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны.
Оценка обществом положения, занимаемого конкретным лицом, отражена в понятии
статуса 3) мобильности
престижа 4) авторитета
Какая социальная роль характерна как для взрослого, так и для подростка?
избирателя 3) учащегося
пользователя Интернета 4) работника по найму
Отец трудоустроил своего сына, окончившего юридический факультет вуза, на должность юрисконсульта в принадлежащую ему фирму. Какую функцию семьи можно проиллюстрировать приведенным примером?
социально – статусную 3) эмоционально – психологическую
социального контроля 4) рекреационную
Верны ли следующие суждения о семье?
А. Семья организует совместную трудовую деятельность всех членов семьи в домашнем хозяйстве.
Б. Важной функцией семьи является организация свободного времени ее членов.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Поведение человека, которое не соответствует общепринятым социальным нормам, называется
социальной мобильностью 3) общественной активностью
девиантным поведением 4) социальной деятельностью
Для молодежи как особой социальной группы характерно
Отрицательное отношение к новациям 3) стремление к изменениям своего статуса
Наличие большого жизненного опыта 4) отсутствие социального оптимизма
Людей, занимающих неустойчивое, промежуточное положение в обществе, называют
люмпенами 3) маргиналами
пролетариями 4) аборигенами
К формальным позитивным санкциям относят
присвоение ученой степени 3) всенародную славу
аплодисменты 4) почет
Верны ли следующие суждения о социальной стратификации?
А. Социальная стратификация отражает сложившуюся социальную иерархию.
Б. В современном обществе критериями социальной стратификации являются власть, уровень дохода и престиж профессии.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны.
Светлана уехала из одного города в другой. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что перемещение Светланы является миграцией?
она уехала в командировку 3) города находятся далеко друг от друга
она поменяла место жительства 4) города расположены в разных странах
В стране Z некоторые слои населения ограничены в доступе к качественному образованию и здравоохранению. В данном факте отражается
социальная мобильность 3) социальная структура
социальное неравенство 4) социальный контроль
Один из маршалов наполеоновской Франции Мишель Ней родился в семье ремесленника. Будучи маршалом Франции, получил также герцогский титул. Какой институт социальной мобильности позволил Нею сделать карьеру?
семья 3) церковь
армия 4)сословие
15. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?
А. Конструктивным разрешения общественных конфликтов признаются переговоры.
Б. Проявлением цивилизованности общества является возможность достижения компромисса между конфликтующими сторонами.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Стратификация представляет собой
процесс социализации 3) процесс повышения разнородности общества
процесс расслоения общества 4) процесс освоения индивидами социальных норм
После окончания университета К. устроился менеджером в небольшую частную фирму. Через некоторое время он перешел работать топ - менеджером в крупнейшую на Юге России холдинговую компанию. Эту ситуацию можно рассматривать как пример
горизонтальной социальной мобильности 3) социальной стратификации
вертикальной социальной мобильности 4)профессиональной дифференциации
О каком термине идет речь в высказывании Е.Евтушенко «Человек - это знание, которое познает себя»?
свобода 3) статус
самопознание 4) авторитет
Деятельность общества по предписанию и поощрению должного поведения его членов и применению санкций к нарушению принятых норм называется
социальным контролем 3) социальной стратификацией
социальной дифференциацией 4) социальным прогрессом
Молодежь как социальную группу отличает(-ют)
общность быта 3) однородность, отсутствие дифференциации
единство политических взглядов 4) сходные черты сознания и поведения
Объяснение:
К каждому заданию части «А» даны несколько вариантов ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по вашему мнению, ответ, запишите его. Например: 1.а, 2.б.
1. Исторически сложившая, развивающаяся сложная система социальных отношений, включающие различные взаимодействия и формы взаимодействия людей - это:
А) совокупность людей; Б) общество; В) толпа; Г) стая.
2. К признакам информационного общества относится:
А) знания - главная движущая сила власти;
Б) экстенсивный путь развития экономики;
В) господство натурального хозяйства и ремесла;
Г) человек находится в полной зависимости от природы.
3. Система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающее единство общественных и личных интересов - это:
А) конституция; Б) идеал; В) мораль; Г) мировоззрение.
4.К методам научного познания НЕ относится:
А) эксперимент; Б) аналогия; В) наблюдение; Г) прецедент.
5. Экономика как наука это:
А) изучение хозяйства его ведения и отношения между людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерности протекания хозяйственных процессов;
Б) совокупность методов создания условия для выживания и прогресса человечества;
В) хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ;
Г) ведение домашнего хозяйства.
6. Налоги могут быть:
А) государственные и негосударственные;
Б) прямые и косвенные;
В) положительные и отрицательные;
Г) материальные и нематериальные.
7. К принципам кредитования относится:
А) принцип экономичности;
Б) принцип справедливости;
В) принцип возвратности;
Г) принцип обязательности.
8. Выберите правильную последовательность фаз в экономическом цикле:
А) оживление, экономический спад, экономическое сжатие, экономический подъем;
Б) экономический спад, экономическое сжатие, оживление, экономический подъем;
В) экономическое сжатие, экономический подъем, оживление, экономический спад;
Г) экономический подъем, экономическое сжатие, экономический спад, оживление.
9. Этнос-это:
А) совокупность индивидов, отличающихся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического процесса;
Б) основанное на кровном родстве объединение людей;
В) исторически возникший вид устойчивой социальной общности людей, представленный племенем, народностью, нацией;
Г) большая группа людей, складывающаяся на основе их общих интересов, без какой-либо организации.
10. Социальная стратификация это:
А) социальное деление;
Б) переход из одного класса в другой;
В) социальное положение в обществе;
Г) приобретение нового социального статуса.
11. Группа связанных отношениями брака и родства людей, которая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие общественно значимые потребности - это:
А) государство;
Б) семья;
В) церковь;
Г) нация.
и возможность проводить внутри данных социальных отношений собственную волю называется:
А) принуждение;
Б) повиновение;
В) власть;
Г) государство.
13. К признакам государства НЕ относится:
А) наличие публичной власти;
Б) суверенитет;
В) сбор налогов;
Г) закупка продовольствия.
14. Существуют формы политических режимов:
А) республика и монархия;
Б) демократия, авторитаризм, тоталитаризм;
В) мажоритарная и пропорциональная;
Г) публичная и частная.
15.Отрасль права, которая регулирует общественные отношения в сфере государственного управления называется:
А) уголовным правом;
Б) конституционным правом;
В) административным правом;
Г) экологическим правом.
Часть В
В задании 2.1. необходимо дать определение указанным понятиям. В задании 2.2. необходимо заполнить пропуски в таблице/схеме.
2.1. Дайте определение следующим понятиям:
А) Религия Б) ВВП В) Социальная мобильность Г) Конституция
2.2. Заполните пропуски в схеме.
Часть С
Задание части «С» содержит одно задание, внимательно прочитайте его и дайте полный развернутый ответ.
Приведите не менее 3-х примеров девиантного поведения. Свой ответ аргументируйте.
Объяснение:
ответ:Привязанность к человеку – это чувство, возникающее вследствие сильной симпатии или любви и преданности определенному человеку, и сопровождающееся наличием близости и стремлением к ее поддержанию. Однако не всегда подобное положение вещей является позитивным, т.к. сильная привязанность к человеку замещать собой любовь или возникать даже без ее наличия, и тогда эта прилипчивость выступает как болезненная зависимость и патология развития
ответ:Привязанность к человеку – это чувство, возникающее вследствие сильной симпатии или любви и преданности определенному человеку, и сопровождающееся наличием близости и стремлением к ее поддержанию. Однако не всегда подобное положение вещей является позитивным, т.к. сильная привязанность к человеку замещать собой любовь или возникать даже без ее наличия, и тогда эта прилипчивость выступает как болезненная зависимость и патология развития Объяснение:
ответ:Привязанность к человеку – это чувство, возникающее вследствие сильной симпатии или любви и преданности определенному человеку, и сопровождающееся наличием близости и стремлением к ее поддержанию. Однако не всегда подобное положение вещей является позитивным, т.к. сильная привязанность к человеку замещать собой любовь или возникать даже без ее наличия, и тогда эта прилипчивость выступает как болезненная зависимость и патология развития Объяснение:это тоже напиши
ответ:Привязанность к человеку – это чувство, возникающее вследствие сильной симпатии или любви и преданности определенному человеку, и сопровождающееся наличием близости и стремлением к ее поддержанию. Однако не всегда подобное положение вещей является позитивным, т.к. сильная привязанность к человеку замещать собой любовь или возникать даже без ее наличия, и тогда эта прилипчивость выступает как болезненная зависимость и патология развития Объяснение:это тоже напиши Чувство привязанности сопровождает каждого человека, выражается к местам, предметам, еде и людям, определенному ходу событий и специфическим отношениям – все к чему человек привыкает и что приносит ему радость можно назвать привязанностью, но она отлична от любви и потребности. Без привязок прожить можно, но с ними уютнее, радостнее, не так страшно (в зависимости от того к чему привязанность и на основе каких эмоций она сформировалась, такие ощущения и дополняет), без потребностей же прожить либо нельзя вообще, либо это затруднительно и сказывается на здоровье и общем тонусе.
ответ:Привязанность к человеку – это чувство, возникающее вследствие сильной симпатии или любви и преданности определенному человеку, и сопровождающееся наличием близости и стремлением к ее поддержанию. Однако не всегда подобное положение вещей является позитивным, т.к. сильная привязанность к человеку замещать собой любовь или возникать даже без ее наличия, и тогда эта прилипчивость выступает как болезненная зависимость и патология развития Объяснение:это тоже напиши Чувство привязанности сопровождает каждого человека, выражается к местам, предметам, еде и людям, определенному ходу событий и специфическим отношениям – все к чему человек привыкает и что приносит ему радость можно назвать привязанностью, но она отлична от любви и потребности. Без привязок прожить можно, но с ними уютнее, радостнее, не так страшно (в зависимости от того к чему привязанность и на основе каких эмоций она сформировалась, такие ощущения и дополняет), без потребностей же прожить либо нельзя вообще, либо это затруднительно и сказывается на здоровье и общем тонусе.Привязанность к людям может быть во всех типах отношений – любовных, дружеских, родительских и в любом из вариантов в основании лежит желание близости с объектом своей симпатии. Некоторые из этих привязок имеют довольно сильное влияние на дальнейшее формирование личности. Так, в зависимости от того, как формируется привязанность с матерью, сформируются отношения со всем социумом, будет наличествовать или отсутствовать базовое доверие, а также закладываются определенные паттерны поведения. То, как формируется первая сердечная привязанность, оказывает влияние на все дальнейшее восприятие межполовых отношений, сценариев разыгрываемых человеком открываться и доверяться. Если на этих двух уровнях происходит травматизация, то последствия отражаются на всей личности, а избежать деструктивного влияния на дальнейший ход жизни не только самого человека, но встречаемых им людьми, часто становится возможно лишь при психотерапевта.