На сегодняшний день в мире наиболее ярко выделяются два вида главы государства: монарх и Президент. Основные различия, между этими двумя видами главы государства, по мнению многих авторов, заключается в том, что в отличие от монарха, Президент – избираемая должность и срок нахождения Президента в должности строго ограничен временными рамками[1]. По сравнению с монархией институт Президентства довольно молодой, однако в последнее время он получил большое развитие и теоретическое обоснование.
Термин «Президент» происходит от латинского, что буквально означает «сидящий впереди». Видимо, в античные времена Президентами называли председательствующих на различных собраниях. От этого первоначального значения слова «Президент» впоследствии возникла такая должность, как, например, Президент сената. Однако в его нынешнем понимании как главы государства термин «Президент» не употреблялся ни во времена греческой и римской республик, ни в периоды существования ранних буржуазных республик в Англии и Нидерландах. США стали первой страной в мире, где возникла должность Президента, объединившая в одном лице главу государства и главу правительства. Кроме того, именно в США зародился институт Президентства, как один из важнейших институтов политической системы.
Впервые вопрос о введении поста Президента обсуждался в 1787 году на Конституционном конвенте в Филадельфии при разработке новой Конституции США. До этого существовал монархический организации верховной власти в государстве. Его характерные черты: наследственность трона, пожизненный срок пребывания у власти и фактически неограниченные полномочия. Однако он оказался неприемлемым для североамериканских штатов, у которых британская корона выработала устойчивую неприязнь никем и ничем не ограниченной власти монарха.
Первыми же европейскими странами, где была введена должность Президента как главы государства, стали в 1848 году две республики – Франция и Швейцария. Помимо них, другие государства Европы (не говоря уже об Азии и Африке) до конца XIX в. оставались монархиями.
Фундаментальные изменения, происходящие на мировой арене с конца 1980-х гг., стимулировали дальнейшее распространение института Президентства. Почти во всех бывших республиках СССР, республиках бывшей СФРЮ (за исключением Боснии и Герцеговины), а также в Чехии и Словакии был учрежден Президентский пост. Этот же пост ввела у себя Монголия. Сегодня Президентство – неотъемлемый элемент политических систем многих стран Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки. В то же время каждая страна сама определяет, какую роль должен играть Президент в ее политической жизни.
Возникновение тех или иных систем управления в различных странах обусловлено многими факторами. Значительный отпечаток на этот процесс накладывают особенности исторического развития страны, специфика ее политической культуры, традиции государственности, соотношение различных политических сил в период разработки и принятия конституции. Большую роль в выборе системы правления может сыграть субъективный фактор в лице ведущего политического лидера, под которого в значительной степени выстраивается вся конструкция государственной власти и управления. В силу этого, в одних странах утвердилась парламентарная система правления, при которой функции главы государства исполняет конституционный монарх или Президент, но реальная исполнительная власть сосредоточена в руках правительства, подотчетного парламенту, а в других – возобладала линия на создание сильной Президентской власти, уравновешенной другими политическими институтами или превосходящей по своим полномочиям законодательную и судебную власти. На современной политической карте мира есть и такие страны, которые вообще обходятся без поста Президента, что еще раз подтверждает все многообразие форм государственности.
Современный период развития человеческого общества принес понимание того, что демократическое, правовое государство может решать основные задачи только при наличии развитой системы самоуправления. "Составляя одну из основ конституционного строя правового государства, местное самоуправление позволяет демократизировать аппарат управления, эффективно решать местные во и обеспечивать учет интересов местных сообществ при проведении государственной политики, оптимально сочетать интересы и права человека и интересы государства"
На сегодняшний день в мире наиболее ярко выделяются два вида главы государства: монарх и Президент. Основные различия, между этими двумя видами главы государства, по мнению многих авторов, заключается в том, что в отличие от монарха, Президент – избираемая должность и срок нахождения Президента в должности строго ограничен временными рамками[1]. По сравнению с монархией институт Президентства довольно молодой, однако в последнее время он получил большое развитие и теоретическое обоснование.
Термин «Президент» происходит от латинского, что буквально означает «сидящий впереди». Видимо, в античные времена Президентами называли председательствующих на различных собраниях. От этого первоначального значения слова «Президент» впоследствии возникла такая должность, как, например, Президент сената. Однако в его нынешнем понимании как главы государства термин «Президент» не употреблялся ни во времена греческой и римской республик, ни в периоды существования ранних буржуазных республик в Англии и Нидерландах. США стали первой страной в мире, где возникла должность Президента, объединившая в одном лице главу государства и главу правительства. Кроме того, именно в США зародился институт Президентства, как один из важнейших институтов политической системы.
Впервые вопрос о введении поста Президента обсуждался в 1787 году на Конституционном конвенте в Филадельфии при разработке новой Конституции США. До этого существовал монархический организации верховной власти в государстве. Его характерные черты: наследственность трона, пожизненный срок пребывания у власти и фактически неограниченные полномочия. Однако он оказался неприемлемым для североамериканских штатов, у которых британская корона выработала устойчивую неприязнь никем и ничем не ограниченной власти монарха.
Первыми же европейскими странами, где была введена должность Президента как главы государства, стали в 1848 году две республики – Франция и Швейцария. Помимо них, другие государства Европы (не говоря уже об Азии и Африке) до конца XIX в. оставались монархиями.
Фундаментальные изменения, происходящие на мировой арене с конца 1980-х гг., стимулировали дальнейшее распространение института Президентства. Почти во всех бывших республиках СССР, республиках бывшей СФРЮ (за исключением Боснии и Герцеговины), а также в Чехии и Словакии был учрежден Президентский пост. Этот же пост ввела у себя Монголия. Сегодня Президентство – неотъемлемый элемент политических систем многих стран Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки. В то же время каждая страна сама определяет, какую роль должен играть Президент в ее политической жизни.
Возникновение тех или иных систем управления в различных странах обусловлено многими факторами. Значительный отпечаток на этот процесс накладывают особенности исторического развития страны, специфика ее политической культуры, традиции государственности, соотношение различных политических сил в период разработки и принятия конституции. Большую роль в выборе системы правления может сыграть субъективный фактор в лице ведущего политического лидера, под которого в значительной степени выстраивается вся конструкция государственной власти и управления. В силу этого, в одних странах утвердилась парламентарная система правления, при которой функции главы государства исполняет конституционный монарх или Президент, но реальная исполнительная власть сосредоточена в руках правительства, подотчетного парламенту, а в других – возобладала линия на создание сильной Президентской власти, уравновешенной другими политическими институтами или превосходящей по своим полномочиям законодательную и судебную власти. На современной политической карте мира есть и такие страны, которые вообще обходятся без поста Президента, что еще раз подтверждает все многообразие форм государственности.