1. Упражнения на повторение. 1. Выписать из предложений, указывая их номер, причастные и деепричастные обороты.
1. И приближающ…ся вечер меня тороп…т темнотой.
2. Конь стоял возле стога кар…м глазом кося.
3. Я верю: скрывшись за туманом по мне тоскуя и маня на свет… есть моя поляна, поляна красная моя!
4. И вот иду, иду тропинкой узк…, к избушк… затерявш…ся вдали.
5. Но душа зам…рая от счастья ловит отклики диких гусей.
6.Сердце слушает сказки лугов. А у яблонь ломаются ветки от наполне…ых солнц..м плодов.
7. Петух желая петь со сцены чуть свет взлета…т на плетень.
8. Только изредка на Оке закричит заспа…м голосом буксирный пароход.
9. Кузнечик рядышком садится пригнув травинку до земли.
10.Гляжу, поднимает…ся медле…о в гору лошадка везущая хворосту воз.
1. Охарактеризовать предложение:
по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
по эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
по наличию грамматических основ: простое или сложное.
Затем, в зависимости от того, простое предложение или сложное:
Если простое:
5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).
6. Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое.
7. Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено.
8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.
9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.
Если сложное:
5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.
6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы.
7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП).
8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца.
9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.
10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.
Пример синтаксического разбора простого предложения
Устный разбор: Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся, распространённое, осложнено однородными подлежащими.
Письменный: Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа ученики и ученицы учатся, распространенное, осложненное однородными подлежащими.
Пример разбора сложного предложения
Устный разбор: Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.
Письменный: Повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, СПП. 1-е ПП: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространенное, не осложнено. 2-е ПП: двусоставное, грамматическая основа – мы с классом поехали, распространенное, не осложнено.