1 вариант
1. Что такое историзмы? Приведите примеры.
2. Найдите соответствия.
1.Ланиты А. Плечи
2.Очи Б. Щеки
3.Рамена В. Глаза
3.Расставь ударения в словах.
Сливовый, шарфы
4. Какие слова неуместно употреблять при разговоре со взрослым человеком?
а) Привет.
б) Здорово.
в) Здравствуйте.
5.Перечислите особенности русской этикетной манеры общения.
6.Что относится к основным признакам текста?
а) Стилевое единство
б) Цельность
в) Повторы
7.Определите, что относится к типам речи.
а) Разговорный стиль.
б) Описание.
в) Художественный стиль.
8.Что не относится к аргументированному типу речи?
а) Описание.
б) Объяснение.
в) Доказательство.
9.Перечислите правила поведения в споре.
10.Определите тип речи.
а) Ночью поднялся сильный ветер и пошел дождь. Он тихо барабанил по крыше и стекал по стеклу, превращая мир за окном в размытое пятно. Потоки воды смывали пыль с деревьев и тротуаров, журчали в водостоках, остужали раскаленный от летней жары город. И те, кто не спал, открывали окна, вдыхали влажную прохладу и подставляли лица ледяным каплям. Дождя в городе ждали два месяца, и теперь, когда он пришел, люди молча улыбались, благословляя плачущее небо…
б) Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший.
в) Итак, пройдет ночь, и отшумит дождь, отгремит гром. И что дальше? Опять – изнуряющий зной душного лета? Опять – раскаленный асфальт? Опять – задыхающийся в пыли город? Или погода смилуется над уставшими городскими жителями и подарит хотя бы неделю прохлады? Поскольку предсказания синоптиков размыты и туманны, нам остается только ждать и наблюдать.
11.Найдите соответствия
1.Художественный стиль А. Заявление
2.Разговорный стиль Б. Повесть
3.Официально-деловой стиль В. Беседа с одноклассником о походе в кино
12.Объясните пунктограммы в предложении.
Разглядывая свою берестяную трубочку, я сделал еще одно открытие.
зачёт - вычет
щёголь - щеголять
шёпот - шептать О (без ударения) в заимствованных словах жокей, жолнер, жонглёр, шовинизм, шоколад, шоссе, шофёр, Шотландия
Исключения: крыжовник, изжога, шорох, зажор, жом, трущоба, трещотка, шов, шомпол
И - Ы после Ц
Ы окончания слов: пловцы, птицы, смуглолицый
суффикс -ын-:сестрицын
цыган, цыпленок, цыц, на цыпочках и производные от них
И в корне существительных:цилиндр, цинга, цифра в словах на -ция: кульминация
О - Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных
О (под ударением) Е (без ударения) суффикс
речонка
бережок
камышовый
кумачовый
облицовка
реченька
кусочек
ключевой
плюшевый
ситцевый
окончание
плечом
Кузьмичом
большому
деревцо
зрелищем
Наташей
большему
деревце
Язык необходим человеку для общения, а следовательно для взаимодействия. Если человек - это существо не только разумное, но и социальное, то ему просто необходимо общение для координации своего поведения. Язык обеспечивает взаимопонимание между общяющимися людьми. Через язык - а это средство - мы обмениваемся информацией, мыслями, опытом. Через язык мы получаем и новые знания. Фактически язык - это медиум. В шутку можно сказать, что это "переносчик" информации. С языка - этой условной системы разных знаков - люди не чувствуют себя совсем одиноким. Человек мыслит словами, поэтому он может дать название окружающим его предметам и соответственно, если некто называет этот предмет, то человек сразу пробуждает в себе некое представление о названном предмете.