186Б. Чем отличаются два заданных Нилом де Грассом Тайсоном вопроса? Согласны ли вы с его мнением? Приведите свои доводы. Чем занимается аэрокосмический инженер, Хотели бы вы стать аэрокосми ческим инженером? 186в. Появились ли у вас идеи при чтении текста? Запишите их в виде предложений, начинающихся так: Я думаю, что что Я считаю,
186Г. Прокомментируйте знаки препинания при цитировании слов Нила де Грасса Тайсона. Объясните значение слова аэрокосмический (инженер). Почему оно появилось в русском языке?
Она могла выполнить только одно желание, и старик думал, что ему загадать. Не долго подумав, он решил загадать себе и старухе огромный дом. Рыбка выполнила его желание и старик вернул ее в воду. Вернувшись домой, он увидел замок, а у его ворот стоит старуха с кастрюлей, в которой варила уху. Она спросила, что случилось и почему их маленькая избушка стала замком, на что старик ей ответил: "Это чудо небесное!". Так и стала дальше рыбка золотая откупаться за свою свободу, а старик со старухой жить в замке своем.
Придаточные изъяснительные прикрепляются к поясняемому слову тремя с союзов что, как, будто, чтобы, когда и др. ; 2) с любых союзных слов; 3) с союза-частицы ли.
Например: 1) [Свет решил] , (что т умён и очень мил) (А. Пушкин) — [ глаг.] , (что ). [Я_ боялся] , (чтоб в помысле смелом ты меня упрекнуть не могла) (А. Фет) — [ глаг.] , (чтоб ). [Ей снится] , (будто бы она идёт по снеговой поляне, печальной мглой окружена) (А. Пушкин) — [ глаг.] , (будто бы ).
2) [Ты знаешь сам] , (какое время наступило) (Н. Некрасов) — [ глаг.] , (какое ). [Затем она стала расспрашивать меня] , (где я теперь работаю) (А. Чехов) — [глаг.] , (где) . (Когда он прибудет) , [неизвестно] (А. Чехов) — (когда) , [нар.] . [Я_ спросила у кукушки] , (сколько лет я проживу).. . (А. Ахматова) — [глаг.] , (сколько) .
3) [Обоим очень хотелось узнать, (привёз ли отец обещанную льдинку) (Л. Кассиль) — [глаг.] , (ли) .
Придаточные изъяснительные могут служить для передачи косвенной речи. С союзов что, как, будто, когда выражаются косвенные сообщения, с союза чтобы — косвенные побуждения, с союзных слов и союза-частицы ли — косвенные вопросы.
В главном предложении при поясняемом слове может быть указательное слово то (в разных падежах) , которое служит для выделения содержания придаточного предложения. Например: Чехов устами доктора Астрова выразил одну из своих совершенно удивительных по меткости мыслей о том] , (что леса учат человека понимать прекрасное) (К. Паустовский) — [сущ. +ук. сл.] , (что) .