3. Прочитайте текст. Проанализируйте текст с точки зрения реализации нормативного, этического и коммуникативного аспектов? Обладает ли текст такими качествами, как богатство, чистота, точность, доступность, правильность? Отметьте нарушения норм. Нужно бежать на работу. Одела я, значит, как бы шубу, побежала, вот, на остановку. А трамвай, значит, понимаете, в него – контролеры, они и говорят:
– Женщина, где это как бы ваш билет? Оплачивайте за проезд, конечно!
А я, конечно, им и отвечаю, что, значит, да ради Бога, подавитесь-ка вы своим билетом!
А сама посмотрела на ихние часы и поняла о том, что, как говорится, как бы, сама уже опаздываю. А тут все как бы толкаются, лаются, едва вылезла из вагона, побежала вся разостроенная, хотела как бы уже начала печатать, а тут подруга, она как бы звонит и говорит, значит:
– Очень прекрасно, что ты в общем-то не опоздала, а то Иван Иванович, он, значит, на тебя как бы ругается...
Я, конечно, трубку положила и побежала, а начальник, он как бы мне как-то и говорит: «Я, говорит, скажу одно и позволю, конечно, заметить, что ошибки у тебя какие-то большие в районе печатания, так сказать. Договор значит, как бы испортила, а сама ходишь в туфлях с бантом, понимаешь. А я очень обожаю, когда вся работа, так сказать, сделана как бы как-то более аккуратнее нежели чем у тебя, о чем я скажу ниже». Ну, я его, конечно, совсем не слушала и совсем разостроилась вся, заревела, иду, значит, взад и обратно, так сказать, думаю, что как бы нужно, так сказать, где-то искать работу. Зла теперь не хватает, в общем-то, честно говоря, и позволю сразу пойти домой, может все во сне и пройдет, значит, и успокоюсь...
Нужны ли нам сочувствие и сострадание в повседневной жизни? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно для начала задаться вопросом: а хотим ли мы жить в обществе? Или нам проще быть в одиночестве, жить как Робинзон Крузо на далеком острове, оторванными от людей. Не испытывая сострадания к людям, нуждающимся в нем, не сочувствуя их горю, мы пытаемся мысленно встать на несколько ступеней выше. Ограждая себя от чужой боли, мы возводим стену между собой и другими люди, пытаясь казаться лучше них. Мы стараемся закрывать глаза на чужую беду, наивно полагая, что нас подобное никогда не коснется.
Если на миг представить, что на месте бездомного нищего, который живет возле твоего дома и каждый день просит у прохожих деньги, можешь завтра оказаться ты… Невозможно, подумаете вы. Такого не будет никогда. А вдруг… Наша жизнь так быстротечна и изменчива, что никогда не стоит говорить наверняка о том, что случится с тобой завтра. Сегодня ты мимо нищего, брезгливо и зажав в кармане десятку, а завтра на тебя будут смотреть с отвращением твои же недавние соседи. Не испытывая сострадания к другим людям, не имея желания им, мы возводим в нашей душе каменную стену, которая в один прекрасный миг превратит нас в бездушную статую, некогда называвшуюся человеком. Общество вымрет, оставив после себя каменные, непроходимые джунгли. И если в наших силах сделать так, чтобы человечество на земле продолжалось, то не стоит пренебрегать такими поистине человеческими качествами, как сочувствие и сострадание.