4. Найдите предложения с инверсией сказуемого. А) Все последние дни мама волновалась.
Б) Этой весной снег в густых ельниках еще держался и в конце апреля.
В) Я смотрел, как осторожно пробирается барсук у стволов деревьев.
Г) Обычно они селились в глухих местах, возле болот, рек, ручьев.
Объяснение:
Однокоренные слова к слову
лесной:
лесорубочный (лес) ПРИЛ мр,ед,им
лесоразведение (лес) СУЩ,неод,ср ед,им
лесоэксплуатационный (лес) ПРИЛ мр,ед,им
лесохимический (лес) ПРИЛ мр,ед,им
лесоустройство (лес) СУЩ,неод,ср ед,им
лесоукладчик (лес) СУЩ,неод,мр ед,им
лесохимия (лес) СУЩ,неод,жр ед,им
лесосплав (лес) СУЩ,од,мр ед,им
лесовозный (лес) ПРИЛ,кач мр,ед,им
лесопромысловый (лес) ПРИЛ мр,ед,им
лесоперевалочный (лес) ПРИЛ мр,ед,им
лесопарковый (лес) ПРИЛ мр,ед,имВолна:
лесоустроительный (лес) ПРИЛ мр,ед,им
лесотундровый (лес) ПРИЛ мр,ед,им
лесотаска (лес) СУЩ,неод,жр ед,им
лесоспуск (лес) СУЩ,неод,мр ед,им
лесосплавный (лес) ПРИЛ мр,ед,им
лесопромышленный (лес) ПРИЛ мр,ед,им
лесопогрузочный (лес) ПРИЛ мр,ед,им
лесопитомник (лес) СУЩ,неод,мр ед,им
лесопильный (лес) ПРИЛ мр,ед,им
лесогон (лес) СУЩ,неод,мр ед,им
лесистый (лес) ПРИЛ,кач мр,ед,им
лесоэксплуатация (лес) СУЩ,неод,жр ед,им
лесохимик (лес) СУЩ,од,мр ед,им
лесотехнический (лес) ПРИЛ мр,ед,им
лесосырьевой (лес) ПРИЛ мр,ед,им
лесосеменной (лес) ПРИЛ мр,ед,им
лесопромышленник (лес) СУЩ,од,мр ед,им
лесосека (лес) СУЩ,неод,жр ед,им
лесоводство (лес) СУЩ,неод,ср ед,им
лесотундра (лес) СУЩ,неод,жр ед,им
лесостепной (лес) ПРИЛ мр,ед,им
лесопосадка (лес) СУЩ,неод,жр ед,им
Волна:
заволноваться (волн) ИНФ,сов,неперех
волнозащитный (волн) ПРИЛ мр,ед,им
волнолом (волн) СУЩ,неод,мр ед,им
волновод (волн) СУЩ,неод,мр ед,им
волнистый (волн) ПРИЛ,кач мр,ед,им
волнообразный (волн) ПРИЛ мр,ед,им
волнующий (волн) ПРИЛ мр,ед,им
волновой (волн) ПРИЛ мр,ед,им
волнение (волн) СУЩ,неод,ср ед,им
волнушка (волн) СУЩ,неод,жр ед,им
волномер (волн) СУЩ,неод,мр ед,им
волнорез (волн) СУЩ,неод,мр ед,им
взволновать (волн) ИНФ,сов,перех
волновать (волн) ИНФ,несов,перех
волноваться (волн) ИНФ,несов,неперех
взволнованный (волн)
Повариха:
поварить (вар) ИНФ,сов,перех
поварёшка (вар) СУЩ,неод,жр ед,им
поварёнок (вар) СУЩ,од,мр ед,им
поварской (вар) ПРИЛ мр,ед,им
поваренный (вар) ПРИЛ,кач мр,ед,им
сварной (вар) ПРИЛ мр,ед,им
пищеварительный (вар) ПРИЛ мр,ед,им
сварочный (вар) ПРИЛ,кач мр,ед,им
отварить (вар) ИНФ,сов,перех
скороварка (вар) СУЩ,неод,жр ед,им
вар (вар) СУЩ,неод,мр ед,им
заварить (вар) ИНФ,сов,перех
Сахар:
сахаристый (сахар) ПРИЛ,кач мр,ед,им
Объяснен(В)проголодь, (чуть)чуть, (с)размаху, (крест)накрест, (на)двое, (во)первых, (на)прокат, (на)смарку, (в)обнимку, (по)человечески, (худо)бедно, (до)упаду, (в)полголоса, (черес)чур, честь(по)чести, (на)бок, (по)итальянски, (по)боку.
Впроголодь, чуть-чуть, с размаху, крест-накрест, надвое, во-первых, напрокат, насмарку, в обнимку, по-человечески, худо-бедно, до упаду, вполголоса, чересчур, честь по чести, на бок, по-итальянски, побоку.
Карточка № 2
Раскройте скобки:
Говорить (по)французски, тепло (по)летнему, (по)осеннему небу, встретить (по)дружески, устроиться (по)походному, ползти (по)пластунски, разлившаяся (по)весеннему река, плакать (по)ребячьи, (по)настоящему договору, пригревало (по)настоящему.
Говорить по-французски, тепло по-летнему, по осеннему небу, встретить по-дружески, устроиться по-походному, ползти по-пластунски, разлившаяся по-весеннему река, плакать по-ребячьи, по настоящему договору, пригревало по-настоящему.
Карточка № 3
— Раскройте скобки:
Переночуем где(нибудь), сделал кое(как), темно(синее) платье, (во)первых, говорил (по)латыни, получил (давным)давно, смотрел (в)глубь, (в)глубь моря, увидел (в)дали, (в)дали голубой, держать (в)тайне, вернулся (на)утро, (на)утро не найдётся.
Переночуем где-нибудь, сделал кое-как, темно-синее платье, во-первых, говорил по-латыни, получил давным-давно, смотрел вглубь, в глубь моря, увидел вдали, в дали голубой, держать втайне, вернулся наутро, на утро не найдётся.
IV. Итоги урока
— Расскажите об условиях слитного написания наречий.
— Расскажите об условиях раздельного написания наречий.
— Расскажите об условиях дефисного написания наречий.
Домашнее задание
Упр. 199, 203.
Урок 33
Мягкий знак на конце слов после шипящих
Цели урока:
Закрепить навыки правописания мягкого знака в различных частях речи; развитие монологической речи.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1. Опрос. (Два ученика готовятся у доски.)
— Рассказать об условиях слитного и раздельного написания наречий.
— Рассказать об условиях дефисного написания наречий.
2. Работа по вариантам.
• 1-2-й ряды проверяют упр. 199 «по цепочке».
• 3-й ряд выполняет синтаксический разбор предложения:
Вадим круто повернул в сторону, отбежал прочь, слез, привязал коня к толстой берёзе и сел на землю. (М. Ю. Лермонтов)
Вадим круто повернул в сторону, отбежал прочь, слез, привязал коня к толстой берёзе и сел на землю. (Повест., невоскл., простое, двусост., распр., полное, осложнено однородными сказуемыми).
Схема:
II. Работа по теме урока
1. Фронтальный опрос.
— Почему в слове прочь пишется мягкий знак?
— Что вы помните о написании мягкого знака на конце слов после шипящих?
Делаем выводы и заполняем таблицу «Мягкий знак после шипящих»:
Пишется
Не пишется
В существительных 3-го скл. женского рода (рожь, мощь)
В глаголах
а) неопред. формы (залечь, печь пирог)
б) 2-го лица, ед. числа (думаешь, пишешь)
в) повелит. наклонения (плачь громче)
В наречиях (вскачь, настежь)
Исключения: уж, замуж, невтерпёж
В частицах (вишь, лишь, ишь)
В существительных
а) 2-го скл. мужского рода (меч, нож)
б) мн. числа родит. падежа (луж, груш)
В кратких прилагательных (дремуч, колюч)
III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков
1. Комментированное письмо. Упр. 191.
С мягким знаком
Без мягкого знака
Глагол
Сущ. 3 скл.
Наречие