Анализ текста по пунктам.
Лев Николаевич Толстой впервые вошёл в мою жизнь много лет назад,
когда, заболев однажды, я был на месяц оторван от школы и прочитал четыре
тома его «Войны и мира». Не скажу, что детское чтение великой эпопеи
оказалось для меня весьма плодотворным, но неповторимые образы героев,
широкая панорама русской жизни, военные картины далекого пленили
воображение. Это было добротворное чтение, хотя, разумеется, читать и
перечитывать Толстого нелишне в любом возрасте. Как никто другой из великих
художников, он обладает неиссякаемой щедростью ума, живостью наблюдений постоянно влиять на формирование и совершенствование
человеческих душ.
И это прекрасно, когда общение с духовной сокровищницей не
заканчивается однажды, а продолжается в течение всей жизни. Предельная
искренность, глубинное проникновение в тайну человеческой сущности,
социальная значительность и непрекращающееся искательство нравственного
идеала продолжают привлекать к нему многие поколения читателей. Созданные
более века назад «Севастопольские рассказы» наглядно свидетельствуют о том,
как следует понимать сражающийся русский народ, как его изображать в
литературе. Огромный талант и мужество художника дали великому Толстому
право написать бессмертные строки, являющиеся непреходящим императивом
всякой реалистической литературы: «Герой же моей повести, которого я люблю
всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и
который всегда был, есть и будет прекрасен, — правда».
Казалось бы, все очень иначе и не может быть: правда была и
остается великим содержанием литературы. На деле же нет больших забот у
пишущего, чем его отношения с постоянно ускользающей правдой. Толстой же
обладал удивительной различать в многосложных проявлениях
жизни глубинную сущность, а его грандиозный талант превращал её в
непременного героя его художественной прозы. Наверное, и для Толстого это
было не иначе он не написал бы однажды, что, «как ни странно это
сказать, а художество требует ещё гораздо больше точности… чем наука».
Несколько парадоксально звучат в наш век научно-технической революции и
покорения космоса эти его слова, но глубокий их смысл не может не разделить
каждый серьёзный писатель или думающий читатель. Не случаен и главнейший
из исповедуемых Толстым жизненный принцип: «Чтобы жить честно, надо
рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная
подлость».
Вся жизнь Толстого — непрестанные поиски: сначала самого себя в этом
мире, затем смысла и цели всей жизни. Несмотря на ряд поражений и утрат, он
до конца своих дней оставался врагом душевной самоуспокоенности. Не в этом
ли, помимо многих других, его великий урок для всех — его современников и
живущих в другую эпоху, но всё на той же прекрасной и грешной земле?