Какие глагольные формы образуются при использовании частиц? Определите их и запишите.
Образец: Давай поедем на дачу на всё лето. – повелительное наклонение.
Я бы всё рассказал учителю. –
Пусть всегда светит солнце! –
Да скроется тьма! –
Слова для справок: условное наклонение, повелительное наклонение, повелительное наклонение, повелительное наклонение
Упражнение 2.
1. Выпишите предложение с формообразующей частицей.
Принеси-ка чаю, да и пироги захвати!
Он представлял, как ныряет в море.
Он не верил и не хотел бы услышать каких-либо доказательств истинности сказанного.
Долго ли после этого мы ехали, не помню.
2. Выпишите предложение с формообразующей частицей.
Кто же не знает русской народной песни «Белая берёза»?
Тусклый блеск волнами ходит по лесу, даже колеблется от слабого ветерка.
Пусть эти стройные ряды деревьев стоят здесь, как колонны.
Тишина нарушается только звоном комаров и всплесками рыб
3. Выпишите предложение, в котором содержится формообразующая частица.
Пускай его в дом, это мой знакомый.
Давайте ваш портфель сюда, в музей с такими не пускают.
Щи да каша – пища наша.
Давайте поддержим артиста аплодисментами.
4. Выпишите предложение, в составе которого нет формообразующей частицы.
Вам же известно, где искать материалы.
Давайте сфотографируем самые интересные рисунки, присланные на конкурс.
Затянулась бы песня, красивая, долгая, да нет сил нарушить тишину вечера.
Пусть все выскажут своё мнение открыто!
Упражнение 3.
Запишите предложения, в скобках указывая, к какому разряду (формообразующим или смысловым) принадлежат выделенные частицы.
Давайте выполним его Нет ни минуты свободного времени!
Я, бывало, один в лес ходил.
Сумку-то не забыл?
Упражнение 4.
На месте пропусков впишите местоимение что и формообразующую частицу бы,
либо союз чтобы.
1) Я по мне перенесли экзамен на более позднее время.
2) … ни случилось, я всегда буду помнить о нашем разговоре.
3) У нас осталось немного гипса, поэтому мы стали спорить, … слепить.
4) … всегда всё успевать, надо не спешить, а планомерно выполнять задуманное.
Упражнение 5.
Выпишите только предложения, в которых выделенные слова являются местоимением с частицей и, следовательно, пишутся раздельно.
Что(бы) мне надеть на эту вечеринку?
Вы хотели бы, что(бы) нас отпустили на час раньше?
Что(бы) мы без вас делали?
По что(бы) тебя пересадили на первую парту.
Я буду рядом, что(бы) ни произошло.
Что(бы) все знали о твоих решениях.
Упражнение 6.
Напишите через запятую, какой частью речи являются выделенные слова.
Образец: глагол, местоимение с частицей, союз, глагол.
1) Давай мне информацию о проекте поэтапно.
2) Давай расскажем всё прямо и откровенно.
3) Что(бы) не болеть, надо закаляться.
4) Что(бы) ни сказал тебе этот человек, делай по-своему
Петя был никудышным студентом, поступил в институт обманом, другими словами чужой хлеб ел.
Маша предложила поехать вместо своей подруги, хотя и понимала, что чужой хлеб ест.
Дима подло разругался с Петей при одноклассниках- забыл хлеб-соль.
Когда Вите удобно, он ходит к Маше и списывает у нее уроки, а когда нет - забывает хлеб-соль.
Маша встала на весы и тут-же решила сесть на хлеб и воду.
Маша потратила все обеденные деньги на журнал и села на хлеб и воду.
Семья моего друга жила очень бедно - перебивалась с хлеба на квас.
Мой папа остался без работы, и вся наша семья перебивается с хлеба на квас.
2)Чужой хлеб есть.(жить за счет кого-либо)
3) Забыть хлеб-соль.(быть неблагодарным)
4)Сесть на хлеб и воду.(жить в нищете)
5)Перебиваться с хлеба на квас.(ничего не иметь,бедственное положение)
Есть-глаг.,изъяв. накл, неопр.форма глаг.,НСВ,переходн.
Забыть - изъяв. накл, неопр.форма глаг.,СВ,переходн.
Сесть - изъяв. накл, неопр.форма глаг.,СВ,непереходн.
Перебиваться - изъяв. накл, неопр.форма глаг.,НСВ,непереходн.,возвратный
Он даром ЕСТ свой хлеб. Он ест чужой хлеб.
В тяжелое послевоенное время жители нашего села еще долго перебивались с хлеба на квас.