Русский художник Василий Поленов написал свое полотно в 1878 году, вернувшись из долгого путешествия по Европе. Первый эскиз будущей картины художник сделал из окна своей съемной квартиры недалеко от Арбата.
Раннее летнее утро, чистое небо. Вдали сверкают на солнце купола Храма Преображения и шпиль колокольни.
Старые дома, старые, кое-где с подгнившей крышей, постройки, покосившийся колодец. Двор, покрытый травой, где можно ходить босиком.
Но главное на картине - это живые существа.
Парящие в небе птицы.
Плачущая трехлетняя девочка и ее "нянька", с увлечением "гадающая" на ромашке, двое мальчишек, занятые своим разговором и не обращающие на девчонок внимания.
Это уже запряженная лошадь (очевидно, хозяину предстоит какая-то непростая работа).
Это женщина, выстиравшая своим детям белье, накормившая кур и теперь спешащая с полным ведром дать воды работяге-лошади.
Казалось бы - ничего необычного. Но картина полна жизнью как небесной (об этом говорят сияющие купола церкви, летящие птицы и парящие облака), так и каждодневной, земной. Жизнь продолжается. Посмотрите, сколько на картине детей. И у них есть будущее.
Эта картина - свидание художника с родиной после долгой разлуки с ней.
Выдающийся русский художник Василий Дмитриевич Поленов родился в 1844 году в родовитой дворянской семье. Юноша получил прекрасное образование. Поленов был образованным и разносторонне одарённым человеком. Он создавал жанровые и исторические картины, а также портреты. Но более всего художника привлекал к себе пейзаж. Картина В. Д. Поленова «Московский дворик» стала новым этапом в развитии творчества живописца. Данный пейзаж художник писал из окон своей квартиры. «Картина моя изображает дворик к Москве в начале лета», — сообщал В. Д. Поленов И. Н. Крамскому. Именно это полотно, которое впервые было представлено на Выставке художников-передвижников в 1878 году, потрясло зрителей и принесло живописцу всенародную славу и известность. Критики отметили появление воздуха и света и картине В. Д. Поленова, а в сердце простых посетителей выставки возникало ощущение чего-то близкого и родного в изображении этого уголка Москвы. Московский дворик предстаёт перед нами освещённый летним ярким солнцем, утопающий в молодой яркой зелени, прерываемой тропинками песочного цвета, и завораживающий голубизной небосвода. На переднем плане картины изображён маленький мальчик. У него светлые волосы, он одет в белую рубашку и тёмные штаны. Мальчик увлечён каким- то занятием. Чуть дальше, в центре картины, художник изобразил двух маленьких детей, которые, лёжа на траве, что-то внимательно рассматривают или играют. Недалеко от ребят на мягкой траве сидит маленькая девочка. Она расстроилась и громко плачет, возможно, призывая детей, которые оставили её одну. Но ребята не обращают на малышку никакого внимания. Все дети одеты в светлые одежды, у них светлые волосы, их образ перекликается с образом белоснежных ромашек, щедро разбросанных на зелёной лужайке. Слева на полотне расположена деревянная крышка, закрывающая погреб или старый колодец. Перед ней — высокий лопух. Заросли репейника произрастают у деревянного старого, слегка покосившегося забора, за которым расположен тенистый сад с высокими деревьями. За садом еле виднеются колонны белого дома. Боковая его часть со створчатыми окнами выходит во двор. На крыше — несколько печных труб и окно чердака. Вниз спускаются водосточные трубы. От дома в сторону гуляющих во дворике белых и пёстрых кур с цыплятами направляется женщина в белом платье с ведром в руках. Возможно, она хочет покормить птиц, вышедших из своего курятника. Позади — длинное строение деревянного сарая, который от старости уже начал разваливаться. В его старой крыше, которая местами уже провалилась, растёт кустарник. Справа от сарая — небольшое деревянное строение с красной крышей. В конце дворика между двумя высокими деревянными столбами растянута верёвка, на которой сушится выстиранное бельё. Справа, перед боковой частью небольшого деревянного строения стоит лошадь, запряжённая в телегу. Она спокойна, неподвижна. Создаётся впечатление, что животное дремлет, согревшись под лучами июньского солнца. Опустив голову и уши, прикрыв глаза, она смирно ждёт хозяина. На заднем плане виднеются высокие зелёные деревья между серых крыш, подобно той, что покрывает белый особняк во дворике. Значит, таких двориков в Москве тех времён было много. За серыми крышами возвышается белокаменная величественная церковь. Её пять куполов сияют на ярком солнце золотым и серебряным светом. Высоко в небо устремился золотой купол колокольни, расположенной справа от храма. Сквозь арочные проёмы строения видны колокола, величественный звон которых в часы церковной службы торжественно нарушает тишину московского дворика. Конечно, современные дворики Москвы выглядят иначе, и мы не можем видеть изображённый В. Д. Поленовым городской пейзаж в действительности, но красотой величественного храма можно любоваться и в наши дни. Привлекает взгляд безмятежное нежно-голубое небо с белоснежными перистыми облаками, такое, на первый взгляд, обычное и вместе с тем необыкновенно красивое и спокойное. Вся картина лучезарна, наполнена воздухом и светом. Несмотря на то, что В. Д. Поленов изобразил на своём полотне самый обычный день из жизни простого московского дворика, каких в его время было множество, при взгляде на картину возникает чувство радости и хорошего настроения. Гармоничное сочетание человека и природы, увиденное в картине, хочется перенести и в нашу современность. Каждый из восхищённых зрителей находит в этой картине что-то своё, близкое и родное. А для кого-то такой московский дворик — малая родина, любовь к которой человек пронесёт в своём сердце через всю жизнь, храня в памяти дорогие воспоминания о детстве.
Раннее летнее утро, чистое небо. Вдали сверкают на солнце купола Храма Преображения и шпиль колокольни.
Старые дома, старые, кое-где с подгнившей крышей, постройки, покосившийся колодец. Двор, покрытый травой, где можно ходить босиком.
Но главное на картине - это живые существа.
Парящие в небе птицы.
Плачущая трехлетняя девочка и ее "нянька", с увлечением "гадающая" на ромашке, двое мальчишек, занятые своим разговором и не обращающие на девчонок внимания.
Это уже запряженная лошадь (очевидно, хозяину предстоит какая-то непростая работа).
Это женщина, выстиравшая своим детям белье, накормившая кур и теперь спешащая с полным ведром дать воды работяге-лошади.
Казалось бы - ничего необычного. Но картина полна жизнью как небесной (об этом говорят сияющие купола церкви, летящие птицы и парящие облака), так и каждодневной, земной. Жизнь продолжается. Посмотрите, сколько на картине детей. И у них есть будущее.
Эта картина - свидание художника с родиной после долгой разлуки с ней.