Прочитайте текст. Выполните задания после текста.
Определите:
• основную тему произведения;
• укажите подтемы;
• с какой фразы зафиксирован переход из одной темы в другую (укажите первые четыре слова до запятой).
Если около пчелиного улья поставить смородиновый, скажем, сироп, то он повлияет на качество мёда, на его витаминность, потому что пчёлы будут сироп пить и незаметно подмешивать в натуральный, цветочный, собственно пчелиный мёд. Таким образом можно получить мёд с молочным, морковным, лимонным, хвойным оттенками.
Точно так же книга, которую читаешь, когда пишешь что-нибудь своё, незаметно влияет на то, что пишешь. Едва уловимый узор витиеватости и расцвеченности появится на ткани произведения, если читаешь в эти дни книгу, написанную расцвеченно и витиевато. Налёт сухости возникает, если читаешь сухую научную информацию. Печать лаконизма или расслабленности ляжет при чтении соответствующих книг.
Зная это, можно и нужно сознательно выбирать для себя чтение в зависимости от того, что пишешь и какой «витамин» более для данного случая подходящ. (В. А. Солоухин)
Задания.
• Основная тема произведения — тема
• Подтемы:
первая — тема
вторая — об «оттенках»
• С какой фразы зафиксирован переход из одной темы в другую (укажите первые четыре слова до запятой): «…»
1.1. Укажите верное объяснение написания слова РОСТОК:
• пишется О, так как слово - исключение.
2.2. Укажите верное объяснение написания слова ПРЕДПОЛАГАТЬ:
• пишется А, так как корень заканчивается на Г.
3. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
• разбЕру вещи
4. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?
• блИстала красотой
5. Укажите слова, выбор гласной в корне которых не подчиняется общему правилу (исключение):
• полОг
• словосочЕтание
6. В каком ряду во всех словах пропущена буква О?
• предлОжение, рОстовский, выгОреть
7. Выберете варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова:
• КАСАТЬСЯ - написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса А, следующего за корнем.
• ПРОТЕРЕТЬ (окна) - правописание безударной чередующейся гласной в корне зависит от наличия/отсутствия суффикса А, следующего за корнем.
8. Выберете варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова:
• ПРИСКАКАТЬ - корень слова с чередующейся гласной, зависящей от наличия определённых согласных в корне.
• СОБИРАТЬ - корень слова с чередующейся гласной, зависящей от наличия или отсутствия суффикса А.
9. Выберете варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова:
• БЛИСТАТЬ (талантом) - правописание чередующейся гласной в корне слова зависит от последующего суффикса.
• СГОРЕТЬ - написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения.
10. Правописание чередующейся гласной в корне зависит от наличия- отсутствия суффикса А:
1. ПОСТЕЛИТЬ (постель)
2. СОБИРАТЬ (урожай)
5. ПРИКАСАТЬСЯ (ладонью)
11. Из данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
Когда же она заметила меня, в её глазах БЛЕСНУЛА живая искорка.
12. Из данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
Наконец он заскочил в бурелом и начал с треском ПРОДИРАТЬСЯ сквозь сухие колючие ветви.
1) Я сложил головешки, раздул огонь и, добавив в котелок снега, разбудил всех.
2) Лай чуть слышался и, все дальше удаляясь, терялся в глубине лощины.
3) Хребет, убегая далеко на юг, терял высоту и, расплываясь по широкому горизонту, исчезал в синеющей дали.
4) Удивительно приятно бывает в сырую погоду выпить кружку-две горячего чая и, забравшись на ночь в теплую постель, заснуть, забыв дневную суету.
5) Костер давно догорел и, распавшись на угли, угасал.
6) Звери остановились и, повернув к нам головы, замерли на месте.
7) У лагеря собрались олени и, расположившись на снегу, пережевывают корм.