Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Я вырос в семье, где господствовал рациональный аскетизм: посуда – это то, из чего едят и пьют, мебель – на чем сидят или спят, одежда – для тепла и ни для чего более. (2) Любимым присловьем моего отца было: «Важно не то, из чего пьёшь, а то – с кем пьёшь». (3) Из этого вовсе не следует, что отец, как говорится, «закладывал за воротник». (4) Глагол «пить» подразумевал для него существительное «чай». (5) Особенно хорошо, если с мамиными пирогами, но пироги случались нечасто.
(6) Принцип рационального аскетизма предполагает наличие необходимого и отсутствие того, без чего спокойно можно обойтись. (7) Правда, одно «излишество» у нас всё же было – книги.
(8) Отца часто переводили с места на место, и мы привыкли собираться. (9) Все переезды, как правило, совершались внезапно, громом среди ясного неба. (10) Отец приходил со службы, как обычно, и не с порога, не вдруг, а сняв сапоги, ремни и оружие, умывшись и сев за стол, припоминал, точно мимоходом: «Да, меня переводят, выезжаем завтра». (11) И начинались сборы, лишённые лихорадочной суеты, потому что каждый знал, что делать. (12) Мне, например, полагалось укладывать книги. (13) Возникла эта особая ответственность, когда я был ещё маленьким, но и тогда никто не проверял моей работы: родители считали, что недоверие унижает человеческую личность. (14) Это я теперь понял, что они так считали, а тогда, кряхтя и сопя (фолианты встречались!), я осторожно снимал книги с полок, волок их к ящикам и старательно укладывал ряд за рядом. (15) И дело даже не в том, что мне доверяли упаковывать единственную ценность не только нашей семьи, но и вообще всего человечества, как я тогда сообразил. (16) Дело в том, что я физически, до пота и ломоты в неокрепших мускулах ощущал эту великую ценность. (17) Так, по детскому, первому, а следовательно, и самому прочному опыту я узнал, сколь весóм (и в прямом смысле, и в переносном) человеческий труд, завещанный людям на века. (18) И, становясь перед книгами на колени (иначе ведь их не упакуешь), я ещё бессознательно, ещё толком не понимая, но уже чувствуя, становился на колени перед светлыми гениями разных времён и народов.
(19) Кажется, я так и остался стоять на коленях перед Литературой.
Сформулированная проблема в данном тексте связана с определенными ценностями и отношением автора к ним. Автор рассказывает о своем детстве в семье, где господствовал рациональный аскетизм, то есть экономное отношение ко всему, кроме необходимого. Отец автора придерживался мнения, что важнее не то, из чего едят и пьют, а с кем это делают. Однако автор замечает, что отец не был скупым и пить для него было равносильно "пить чай". Интересно, что в семье автора одним "излишеством" были книги.
Два примера, иллюстрирующие проблему, представлены в тексте. Во-первых, это любимое присловье отца автора: "Важно не то, из чего пьёшь, а то – с кем пьёшь". Это выражает отношение отца к ценностям и подчеркивает, что для него важно общение и компания, а не материальные блага. Во-вторых, это упоминание о том, что единственным "излишеством" в семье автора были книги. Это указывает на то, что в семье придают большое значение культуре, образованию и знаниям.
Позиция автора (рассказчика) заключается в том, что он унаследовал поведенческие шаблоны своего отца, который почитал рациональный аскетизм, но при этом не был скупым. Автор понял, что отец имел свою личную форму рационализма, считая, что самый важный фактор в жизни – это люди, с которыми мы делаем что-то. Отец не старался лично достичь уровня комфорта, который со временем присутствует в жизни его сына, хотя и знал о его примитивных элементах.
Что касается смысловой связи между примерами, присловие отца о значимости компании при питье подчеркивает его неприверженность к материальным вещам и акцентирует внимание на личностных ценностях, таких как общение, дружба и взаимодействие с другими людьми. Упоминание о книгах как единственном "излишестве" в семье свидетельствует о месте культуры и образования в жизни автора, а также о его извлеченных из них ценностях и смысле.
Надеюсь, мой ответ был информативным и понятным для вас. Если у вас возникнут еще вопросы, не стесняйтесь задавать их!