Распознавание формообразующих частиц. Спишите и подчеркните глаголы и частицы, с которых образуются
формы условного и повелительного наклонения. Укажите частицу, которая
Вносит оттенок ограничения, выделения.
1. Пускай нам с тобой обоим беда грозит за бедою, но дружба
моя с тобою лишь вместе (со) мной умрет (Л. Ошанин). 2. Пусть
грубость и..чезнет, и..чезнет (на)веки, пускай по рецептам врачей
появится в каждой, в каждой аптеке л..карство для грубых детей!
(А. Л. Барто) 3. Мы коньками режем звонкий, серебристый, чи-
стый лед, а Сергей стоит в сторонке и такую речь ведет: «Вот бы
если бы коньки мы точить о лед могли, то сказали бы конь-
кобежцы всей земли... Будь в коньках такой металл, я и сам ка-
таться б стал...» (Қ. Ибряев).
1
Дайте общую характеристику предложения:
а) по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное) ;
б) по эмоциональной окраске (восклицательное или нет) ;
в) по наличию грамматических основ (простое или сложное) ;
Если предложение простое, дополните следующими пунктами:
г) по составу грамматической основы: двусоставное или односоставное (безличное, определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное, назывное) ;
д) полное или неполное;
е) по наличию второстепенных (распространенное или нераспространенное) .
2
Если предложение простое, расскажите о его строении:
а) разберите по членам и определите, какими частями речи они выражены;
б) укажите, чем осложнено предложение (однородные члены; сравнительные обороты; прямая речь; обособленные определения, выраженные причастным оборотом, и т. п.) .
3
Расскажите о строении сложного предложения:
а) определите вид (союзное, бессоюзное или с различными видами связи) и количество частей, из которых состоит сложное предложение.
б) укажите в бессоюзном сложном предложении значение отношений между частями (последовательность, одновременность, противопоставление и т. д.) ;
в) в союзном сложном предложении выделите союзы или союзные слова и охарактеризуйте их, определите вид (сложносочиненное или сложноподчиненное) :
- в сложносочиненном определите вид сочинительных союзов и охарактеризуйте смысловые отношения между частями предложения (чередование, последовательность, одновременность, противопоставление) ;
- в сложноподчиненном определите главное предложение, вид придаточного (изъяснительное, определительное, обстоятельственное места, времени и т. п. ) и подчинения (параллельное, последовательное, однородное) .
4
Составьте схему предложения, объясните постановку знаков препинания.
Слово взошло:
Начальная форма: ВЗОЙТИ
Часть речи: глагол в личной форме
Грамматика: действительный залог, единственное число, непереходный время, совершенный вид, средний род. Формы: взойти, взошёл, взошла, взошло, взошли, взойду, взойдём, взойдёшь, взойдёте, взойдёт, взойдут, взойдя, взойдёмте, взойди, взойдите, взошедший, взошедшего, взошедшему, взошедшим, взошедшем, взошедшая, взошедшей, взошедшую, взошедшею, взошедшее, взошедшие, взошедших, взошедшими
Слово солнце:
Начальная форма: СОЛНЦЕ
Часть речи: существительное
Грамматика: единственное число, именительный падеж, неодушевленное, средний род
Формы: солнце, солнца, солнцу, солнцем, солнц, солнцам, солнцами, солнцах .
Cлово суглинистом:
Начальная форма: СУГЛИНИСТЫЙ
Часть речи: прилагательное
Грамматика: единственное число, мужской род, предложный падеж
Формы: суглинистый, суглинистого, суглинистому, суглинистым, суглинистом, суглинистая, суглинистой, суглинистую, суглинистою, суглинистое, суглинистые, суглинистых, суглинистыми, суглинист, суглиниста, суглинисто, суглинисты, суглинистее, суглинистей, посуглинистее, посуглинистей .
Местоимения в данных наборах слов нету.