С РУССКИМ Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.
Стари(н/нн)ый дом стоял на (не)высоком обрыве у реки(4). Сразу было видно, что в нём никто (не)живёт: деревя(н/нн)ые ставни заколоче(н/нн)ы (в)доль стены ра(з/с)росся никем (не)коше(н/нн)ый бур(ь/ъ)ян. Свале(н/нн)ые (по)середине двора кучи досок и щебня мешали нам пройти. Иногда казалось что кто(то) ходит по двору гремя(3) свя(з/с)кой ключей. Но нет. Это ветер налетая(2) порывами ра(з/с)кач..вал (не)закреплё(н/нн)ую дверь гр..мящую оловя(н/нн)ым засовом.
Выполните обозначенные цифрами языковые разборы.
2 – морфемный разбор слова.
3 – морфологический разбор слова.
4 – синтаксический разбор предложения.
Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова пишутся с НЕ слитно. Укажите условия раздельного написания.
(не)лепый вид, забор (не)покрашен, (не)смыкая глаз;
(не)умолкая ни на минуту, (не)распустившиеся бутоны, (не)глубокий овраг;
(не)грустная, а весёлая история, (не)исправленная вовремя ошибка, (не)чувствуя голода;
(не)смотря на занятость, (не)лепый костюм, (не)заслуженная похвала.
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Позвала, звонишь, красивее, средства, каталог, жалюзи.
Найдите грамматические ошибки в предложениях. Запишите исправленные варианты.
Наша речка глубока и широкая.
Сделав уроки, нас позвали на ужин.
У нас было около пятиста рублей.
Мы пришли со школы и сели за уроки.
Шли по тропЕ, полЮ, мостУ. Путешествовали по странАМ, городАМ. Летят к скворечникАМ, гнездАМ. Скользит по стенЕ, стеклУ, полУ. Тянулись к солнцУ, светУ, теплУ.
Задание: Составь и запиши пять предложений с однородными членами. Нарисуй схемы этих предложений.
1) Прежде чем попасть в деревню, мы (-) шли (=) по лесной ТРОПЕ, пшеничному ПОЛЮ и каменному МОСТУ (однородные обстоятельства, _._._).
Схема: ( ), [ - = О, О и О], где О-однородные обстоятельства (в схеме обозначается так, как показано на рисунке).
2) Летом мы с братом (-) путешествовали (=) по разным СТРАНАМ и туристическим ГОРОДАМ (однородные обстоятельства).
Схема: [- = О и О], где О - однородные обстоятельства.
3) Испуганные громким шумом птицы (-) летят (=) к ближайшим СКВОРЕЧНИКАМ и своим ГНЕЗДАМ (однородные обстоятельства).
Схема: [ - = О и О], где О - однородные обстоятельства.
4) Солнечный луч (-) скользит (=) по СТЕНЕ, СТЕКЛУ и ПОЛУ (однородные обстоятельства).
Схема: [ - = О, О и О], где О - однородные обстоятельства.
5) Цветы (-), растущие в тени, тянулись (=) к СОЛНЦУ, СВЕТУ, ТЕПЛУ (однородные обстоятельства).
Схема: [ - = О,О,О], где О - однородные обстоятельства.
- подлежащее
= сказуемое
Шли по тропЕ, полЮ, мостУ. Путешествовали по странАМ, городАМ. Летят к скворечникАМ, гнездАМ. Скользит по стенЕ, стеклУ, полУ. Тянулись к солнцУ, светУ, теплУ.
Задание: Составь и запиши пять предложений с однородными членами. Нарисуй схемы этих предложений.
1) Прежде чем попасть в деревню, мы (-) шли (=) по лесной ТРОПЕ, пшеничному ПОЛЮ и каменному МОСТУ (однородные обстоятельства, _._._).
Схема: ( ), [ - = О, О и О], где О-однородные обстоятельства (в схеме обозначается так, как показано на рисунке).
2) Летом мы с братом (-) путешествовали (=) по разным СТРАНАМ и туристическим ГОРОДАМ (однородные обстоятельства).
Схема: [- = О и О], где О - однородные обстоятельства.
3) Испуганные громким шумом птицы (-) летят (=) к ближайшим СКВОРЕЧНИКАМ и своим ГНЕЗДАМ (однородные обстоятельства).
Схема: [ - = О и О], где О - однородные обстоятельства.
4) Солнечный луч (-) скользит (=) по СТЕНЕ, СТЕКЛУ и ПОЛУ (однородные обстоятельства).
Схема: [ - = О, О и О], где О - однородные обстоятельства.
5) Цветы (-), растущие в тени, тянулись (=) к СОЛНЦУ, СВЕТУ, ТЕПЛУ (однородные обстоятельства).
Схема: [ - = О,О,О], где О - однородные обстоятельства.
- подлежащее
= сказуемое