Спишите предложения. Расставьте недостающие знаки препинания. Выделите грамматические основы, укажите вид предложения ( простое или сложное). Составьте схемы предложений. 1.Солнце светило ярко и снег быстро растаял. 2. Вода поднялась и затопила бобровую хатку. 3. Бобры перетащили бобрят на сухие листья но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята оказались в воде поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выбился из сил и стал тонуть. 6. Я вытащил его из воды и принес к себе домой. 7. Утром вода спала я поскорее отнес бобренка к реке.8.Выплыло из-за туч солнышко и направило на землю свои лучи. 9.Цветет черемуха и над самой водой зеленеют кусты смородины. 10.Дождевые капли тяжело шлепались о листья и падали на землю. 11.Они повисали в траве и в каждой капле отражалось солнце. 12.Под самыми облаками летят птицы и шлют привет родным местам. 13.Небо медленно заволокли тучи, и по лесу ветер.
Повествование
К текстам повествования можно задать вопрос что произошло?
Целью текстов повествования является рассказать о событии, факте действительности. Тексты повествования отражают несколько эпизодов, событий, связанных между собой.
Тексты повествования строятся по следующей схеме: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Одно из свойств повествования — динамичность. Ведущая часть речи — глагол, который и позволяет передать динамику, а также специальные слова со значением времени (сначала, затем, потом, утром, вечером и т. д.).
В основе повествования лежит единство видовременного плана, т. е. глаголы должны стоять в одном и том же времени и быть одного вида. Повествование, как правило, используется в текстах художественного или разговорного стилей.
Описание
К тестам описания можно задать вопрос какой (каков) предмет?
Целью тестов описания является описание предметов. Образ того или иного предмета или описание явления создается путем перечисления его признаков. Объект описания статичен, динамики в описании нет.
Композиционная схема текста описания представляет собой следующее: зачин, главная часть, концовка. В начале, как правило, называется предмет описания, затем перечисляются признаки предмета, на основе которого складывается законченный образ предмета описания, в конце делается вывод — общая оценка предмета.
Признаки предмета передаются прилагательными, причастиями или глаголами-сказуемыми. Так же, как и повествовании, в описании важно единство видовременного плана. Как правило, в описании используются простые предложения, хотя нередко — и сложные.
Описание используется в текстах любого стиля.
Рассуждение
К тестам рассуждения можно задать вопрос почему? Целью тестов описания является утверждение или отрицание какого-либо факта, явления, понятия, кроме того, в текстах рассуждения раскрываются причинно-следственные отношения между явлениями.
Строятся тексты рассуждения по следующей схеме: тезис, аргументы, вывод. Тезис — это основная мысль, которая доказывается в тексте, аргументы — это те доказательства, с которых доказывается тезис, вывод — итог размышления.
Тексты рассуждения можно разделить на рассуждение-доказательство (почему?), рассуждение-объяснение (что это такое?), рассуждение-размышление (как быть?). В рассуждении используется любая лексика, для рассуждения неважно единство видо-временного плана. Рассуждение используется в текстах лю- бого стиля.
1) Места (где? куда? откуда? докуда?) напр.: дошел до остановки, пришел издали
2) Времени (когда? с каких пор? до каких пор?) напр.: Пришел утром
3) Причины (почему? отчего?) напр. из-за болезни я не хожу в школу
4) Цели (зачем? для чего?) напр.: он пришел играть
5) Образа действия (как? каким образом?) напр.: мы шли быстро
6) Меры (сколько раз? как много? как долго?) напр: мы шли весь вечер
7) Степени (в какой мере? в какой степени?) мы все делали правильно
8) Условия (при каком условии?) при желании выучите
9) Уступки (вопреки чему?) напр: несмотря на плохую погоду, мы пошли гулять