Ss(1)Так случилось, что плохой дикцией Лены Шубниковой никто в семье озабочен не был. (2) «Научится, — говорила её бабушка. —(3) Все с детства шепелявят, а много ли шепелявых взрослых?» (4) Мама Лены, приезжая с долгих гастролей — она была концертмейстером филармонии, — в первые минуты всегда озабоченно хмурила брови, слушая радостную неразборчивую болтовню дочери. (5) Но потом начинала понимать и…привыкла. (6)Лена была умная девочка. (7)Умная и начитанная не по годам. (8)Необходимость сдерживать слова долгим внутренним размышлениям. (9)Она с детства знала, кем станет и чего хочет. (10)И в тот визгливый девчоночий период, когда одна половина подружек мечтала стать артистками кино, а другая — эстрадными певицами, Лена знала: она будет учительницей. (11)Но скажи она кому-нибудь, что у неё замирает сердце от этого желания, ей бы не поверили. (12)В школу прекращают играть в детском садике, а переступил порог настоящей школы — и конец. (13)Нельзя мечтать о том, что есть, что вокруг, о чём можно говорить и что можно даже обругать. (14)А Лена продолжала мечтать о самом плохом классе, от которого все бы отказались, а она бы приручила его и объединила. (15)Свой первый урок Лена мечтала начать так:
(16)Вы слышите? (17)У меня не очень хорошая дикция…(18)Будьте ко мне великодушны…
(19)Ей очень хотелось начать с великодушия. (20)Но в жизни всё получилось не так.
(21)Она недобрала в институт одного . (22)Преподаватель истории поставил ей тройку, не дослушав, а потом в коридоре сказал:
(23)Нечего страдать. (24)Вам нужна другая работа. (25) Научитесь что-то делать руками!
(26)Ну, шейте там, пеките пироги…
(27)Два года она работала в школе-интернате подменным воспитателем, мучаясь от собственной слабости, неумения. (28)Она убедилась в мысли, что это — её дело, но убедилась и в другом: трудные мальчики и девочки имели привычку сохранять свою яркую индивидуальность, а волшебной палочки, могущей это изменить, она в глаза не видела. (29)И к её плохой дикции они великодушны не были, а дразнили её, издевались. (30)И уставшие учителя говорили ей приблизительно то же, что говорил после экзаменов историк.
(31)Пошли бы вы в швейный техникум. (32)И себя обшили бы, и деньги бы имели.
(33)Она не могла, не умела ничего объяснить! (34)А тут ещё мать, вернувшись с гастролей, как всегда, нахмурила брови:
(35)Ах, боже! (36)Говори медленней…(37)Я просто не знаю, что с тобой делать.
(38)Лену высмотрела на летней конференции Анна Семёновна. (39)Привела к себе домой раз, другой, потом предложила перейти в свою школу.
(40)Почему никому из родных и близких не пришёл в голову логопед? (41)Она была благодарна Анне Семёновне не просто за врача: старая учительница увидела в ней то, что никто не видел: её стремление, её мечту, которые никакого отношения не могли иметь к шитью и кройке. (42)Она увидела в ней призвание.
(43)Как-то она ей сказала:
(44)Мы удивительно косноязычны. (45)Нынешние учителя. (46)И логопед тут не . (47)Потому что нельзя научить говорить, если нечего сказать.
(48)Учись размышлять, деточка, над всем, что видишь, слышишь, чувствуешь…
(49)А над речью работай. (50)Главное — было бы что сказать!
(По Г.Н.Щербаковой*)
9.3 Как Вы понимаете значение слова ПРИЗВАНИЕ?
Марья Кирилловна сидела в своей комнате, вышивая на пяльцах, перед открытым окном.
2) Признавая достоинства друга, не закрывай глаза на его недостатки.
3) Мальчик, убирая в своей комнате, нашёл огромное количество вещей.
Запишите предложения, расставьте знаки препинания, подчеркните члены предложения.
1)Парашютист прыгнул и благополучно приземлился.
3)Приземлившись он радостно осмотрелся вокруг.
4)Приземлившиеся парашютисты окружили товарища.
5)Из дома вышел человек и направился к машине.
6)Выйдя из дома человек направился к машине.
Мечтать о море(море,2 скл),о собаке(собака,1 скл)
2.Дарить дочери(дочь,3скл),подруге(подруга,1скл) Лилии(Лилия,1 скл)
3.Находиться в Саноторие(саноторий,2скл),в армии(армия,1скл),в музее(музей,2скл);на площади(площадь,3скл),в Сибири(Сибирь,3скл),
в России(Россия,3скл)
3.Приеэать к бабушке(бабушка,1скл),к ночи(ночь,3скл),
5.Идти по аллее(аллея,1скл),дороге(дорога,1скл),
6.Говорить о здаровье (здоровье,2скл),
о книге(книга,1скл),о фильме(фильм,2скл),
7.Купить учебники по истории(история,1скл),алгебре(алгебра,1скл),биологии(биология,1скл)