Во к контрольному мероприятию (устно) по русскому языку для 5 «Б» класса.
Билет №1.
1. Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Предложения рас и нерас Практическое задание.
1. Вставить пропущенные буквы и объяснить их написание.
Пр…лечь, ра…жигать, об…нлеветь, ц…клон, лисиц…н, платоч…к, ра…плакаться, прик…снуться, к…саться, изл…гать.
2. Сделать разборы и, расставив знаки препинания, объяснить их постановку.
Осенние листья темнеют и теряют свои яркие1 краски4.
Билет №2.
1. Главные члены предложения выражения главных членов предложения.
2. Практическое задание.
1.Вставить пропущенные буквы и объяснить их написание.
Уд...вляться красоте леса, , об...ед...нить (в) ряды, ко...ьба в ра...гаре, прил…жение, р…стительный, р…сток, во…л…гать..
2.Сделать разборы и объяснить постановку знаков препинания.
Пришла осень а листья1 еще (не) опали4.
Билет №3.
1. Второстепенные члены предложения. Дополнение. Определение. Обстоятельство.
2. Практическое задание.
1.Вставить пропущенные буквы и объяснить их написание.
Ра...г...ралась, пр...нарядились, ра...тянулись , продв...галась, р...сла,
соб...рались, бесе...ки.
2.Сделать разборы и объяснить постановку знаков препинания
Легкий3 ветерок пробежал (по) саду и вскоре затих4.
Билет №4.
1. Словосочетание. Виды словосочетаний.
2. Практическое задание.
1.Вставить пропущенные буквы и объяснить их написание.
Ш...рокая прол...вать воду, др...жать (от) холода, пр...морский воздух, пр...бл...жались тучи, пр...к...снулись друг (к) другу.
2.Сделать разборы и объяснить постановку знаков препинания.
Вдруг1 вспыхнула близко молния и осветила застывшие столбы низкие кустарники4.
Билет №5.
1. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Обобщающие слова при однородных членах.
2. Практическое задание.
1.Вставить пропущенные буквы и объяснить их написание.
Заг…релый, ра…г…раться, и...чезать (в) тр...сине, д...леко (от) леса, у...кая д...лина, под…тожить , з…мля, выр…стить, возл…гать.
2. Сделать разборы и объяснить постановку знаков препинания.
В тот же миг Снежная королева подхватила2 его и они взвились и сели (на) черную тучу4.
Билет №6.
1. Обращения. Знаки препинания при обращении.
2. Практическое задание.
1.Вставить пропущенные буквы и объяснить их написание.
Маленькая доч…ка, хищ...ный зверь, верная подру...ка, школьная ука...ка, предпол...гали выехать, под...ехали (к) с...лению.
2.Сделать разборы и объяснить постановку знаков препинания.
С тихим ш...рохом пробежал по саду3 свежий ветерок4.
Билет №7.
1. Имя существительное как часть речи. Имя существительное одушевленное и неодушевленное
2. Практическое задание.
1.Вставить пропущенные буквы и объяснить их написание.
Ра...писание уроков, бе...заботный ребенок, изл...гать содержание предл...жение, ра...положиться (на) отдых, шесть ц...плят, делегац...я шахтеров.
2.Сделать разборы и объяснить постановку знаков препинания.
Девочка3 испуганно Мы ничего об этом не знали.
Билет №8.
1. Предложения с прямой речью. Диалог.
2. Практическое задание.
1.Вставить пропущенные буквы и объяснить их написание.
Ученический ц...ркуль, бе...чувственный человек, ...делать бе...сознательно, зар...сли бамбука, т...желое путешествие, зеленая р...стительность.
2.Сделать разборы и объяснить постановку знаков препинания.
Саша с сколько лет твоей1 сестре
Билет №9.
1. Гласные и согласные звуки. Правописание безударных гласных в корне слова.
2. .Практическое задание.
1. Вставить пропущенные буквы и объяснить их написание.
Нес...едобный гриб, в...ется песня (над) полями, красочное об...явление, ра...дался ле...кий стук, проб...рался по лесу, высокая пр...града, ре...кие капли дождя.
2. Сделать разборы и объяснить постановку знаков препинания.
Вокруг ра...стилался зеленый3 луг (по) краям росли деревья со спелыми плодами4.
Билет №10.
1. Значимые части слова образования слов.
2. Практическое задание.
1.Вставить пропущенные буквы и объяснить их написание вн...мательно, соед...нить провода, точная ц...тата, надвигается ц...клон, соб...рались пойти (в) ц...рк, ст...яла тиш..., т...щили пово...ку.
2. Сделать разборы и объяснить постановку знаков препинания.
Настелил3 я в охотничью сумку листьев, посадил туда зайчонка и принёс домой4.
Билет №11.
1. Корень слова. Правописание корней с чередующимися гласными.
2. Практическое задание.
1.Вставить пропущенные буквы и объяснить их написание.
(На) праз...ничной улиц..., (о) долгом пут…, мес...ные ж...тели, глуш... (в) лесу, необычные р...стения, бе...конечная р...внина.
2. Сделать разборы и объяснить постановку знаков препинания.
(В) лучах утреннего2 солнца заг…раются капли росы4.
В отсветах вечерней зари виднеется зубчатый частокол елей. Сгущаются сумерки, и все исчезает во мраке ночи.
Но вот выглядывает месяц и мягким светом загоняет потемки в лесную чащу, серебряным сиянием заливая небольшую поляну. Ничто не нарушает тишины.
Вдруг хрустнул снег. Это вышагивает дымчато-серый лось. Преспокойно пробирается к осинке и белогубой пастью хватает пахучую хвою, отфыркивается.
Прискакал беляк, пристроился под невысокой, но ветвистой елкой. Осинка помешала лосю, он махнул головой, и с треском обломилась ветка. Зайчик оживился, грациозно приподнявшись на задних лапках. Зайцы всегда подбирают за лосями побеги осин.
Лось стоит среди снегов, сияющих от лунного света, жует хвою, а рядом зайчонок грызет лосиный подарок. Горечь осинки косому слаще сахара
Словообразовательный разбор слова стыдливый
Основа слова: стыдлив
Словообразовательные аффиксы: приставка отсутствует, суффикс лив, постфикс отсутствует
Словообразование: производное, так как образовано 1 (одним .
Ропот — слово из 2 слогов: ро-пот. Ударение падает на 1-й слог. Транскрипция слова: [ропат]. р — [р] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый (парный) о — [о] — гласный, ударный п — [п] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный) о — [а] — гласный, безударный т — [т] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный).