Кочевое скотоводство и использование железа позволило освоить огромные незаселенные ранее степные пространства, что к резкому увеличению стад овец и лошадей. продолжающаяся имущественная дифференциация к правлению на одном полюсе богатых семей, владевших огромными табунами, а на другом - обедневших безлошадных общинников, которые занимались земледелием в поймах степных рек. расслоение общества требовало появления силы, способной регулировать отношения между различными группами населения. такой силой стало государство. первые государственные структуры на территории казахстана стали появляться в 1 тыс. до н. э. в форме союзов племен. необходимость регулирования земле- и водопользования к интеграции соседних кочевых племен, а усложнившаяся социальная структура- к формированию вертикальных структур власти. так, в степях казахстана появились объединения, известные как саки - даха (массагеты) , саки - рауки (тиграхауда) , исседоны и аримаспы. одна из характерных особенностей политической системы этого времени - обожествление, сакрализация власти. во главе союза племен стоял царь, решавший вопросы войны и мира, посылавший и принимавший послов, регулирующий отношения между племенами. царская власть сохранялась в одном роду и являлась священной. саки считали, что цари правят по воле богов, с этим связаны и жреческие функции сакских правителей. часто верховными правителями союзов племен становились и женщины. хозяйство и культура саков. господствующим типом хозяйства у племен казахстана являлось полукочевое и кочевое скотоводство. переход к такой форме хозяйства означал прогресс в жизни степных племен. труд человека стал более продуктивным, так как специализация хозяйства давала широкие возможности для производства избыточного продукта. скот и продукты скотоводства быстро приобрели меновую функцию и создали все условия для торговли кочевого мира с оседлыми государствами. племена сочетали три вида скотоводства: кочевое, полукочевое, оседлое. в стадах у кочевников преобладали овцы. важную роль в хозяйстве и вообще в жизни степняка играла лошадь, что также подтверждается археологическими материалами. при раскопках погребений воинов и знатных лиц находили скелеты высокорослых лошадей. помимо породистых, разводились и обыкновенные лошади: небольшого роста с короткими ногами, но выносливые. на базе скотоводческого сырья развивалось ремесло. изготовляли колесный транспорт, кожаную и деревянную посуду, колчаны, короткие мечи - акинаки, ножи и другие вещи, приспособленные к кочевой и полукочевой жизни. именно на это время выпадает расцвет бронзовой индустрии. использование железа и переход к более прогрессивной форме хозяйства способствовали развитию культуры племен казахстана. подвижный кочевой образ жизни позволит им контактировать с представителями разных культур. вследствие этого сложилась единая для всего кочевого мира специфическая культура, которую реконструировать письменные источники и археологические материалы.
Минос, старший сын зевса и европы, стал царем крита. греческие авторы говорят, что он был добрым и справедливым правителем, который установил лучшие в мире законы. платон, говоря об идеальном государстве, ссылался на совершенные законы, данные царем миносом. их знал и легендарный правитель ликург, давший законы спарте. считается, что царь кносса раз в девять лет получал в уже знакомой нам диктейской пещере оракулы от своего отца, зевса, и после этого посланник кносса объезжал зависимые от крита территории и раздавал последние царские распоряжения. минос создал мощный флот и покорил множество земель и островов эгейского моря, создав морскую державу – талассократию (геродот и фукидид). в мифах же минос предстает жестоким и деспотичным царем. а началось все с того, что повелитель морей и колебатель земли посейдон послал в подарок миносу белого быка, которого он должен был принести в жертву посейдону. но миносу было жалко убивать такого прекрасного быка, и он заменил его другим быком из своего стада. посейдон разгневался на миноса и наслал на быка бешенство. бешеный бык носился по острову и уничтожал все на своем пути. в этот момент на сцене появляется геракл, явившийся на крит, чтобы выполнить седьмой из двенадцати подвигов по приказанию микенского царя эврисфея. геракл укротил животное, сел ему на спину и переплыл на нем через море в микены на пелопоннесе, повторив этим морской подвиг зевса. расстояние, между прочим, не малое. меньше, конечно, чем плавание европы из сидона в малой азии на крит, но тоже ничего… на материке бык обрел свободу и бросился бегом в аттику на марафонские поля. следующий эпизод: на праздник в афины явился сын миноса андрогей и победил в единоборстве самых сильных мужей города. афинский царь эгей решил погубить андрогея и предложил ему отправиться на поиски марафонского дикого быка, того самого, что в свое время от казался принести в жертву посейдону отец андрогея на крите. андрогей погиб в неравной борьбе с разъяренным животным. узнав об этом, минос отправил много вооруженных кораблей к берегам аттики, собираясь отомстить афинянам за смерть своего сына. афиняне смогли договориться с миносом, но при этом они обязались каждые девять лет платить ему тяжелую дань — семь юношей и семь девушек. их должны были выбирать по жребию и отсылать миносу, который заключал их в свой лабиринт, где под землей находились бесчисленные запутанные ходы; и там пожирал их страшный минотавр — полубык-получеловек.