Р˜УССКАЯ ПР˜АВДА, свод древнерусского права; дошел в списках 13-18 веков в трех редакциях: Краткой, Пространной и Сокращенной. Списки Русской правды входят в состав Кормчих книг, «Мерила праведного», сборников законов и летописей. Основой Русской правды послужило обычное право, княжеское законодательство, судебная практика. Краткую редакцию Русской правды составляют Правда Ярослава Мудрого («Древнейшая Правда»), Правда Ярославичей. В тексте Русской правды отразилась эволюция общественных отношений на Древней Руси 11-13 веков. Правда Ярослава Мудрого включала и архаические нормы, восходящие к периоду первобытнообщинного строя. При сыновьях и внуках Ярослава нормы Русской правды получили свое дальнейшее развитие и совершенствование. Ряд постановлений Ярославичей последовали после восстаний в Киеве, Новгороде и Ростово-Суздальской земле (1068-1071). Правда Ярославичей увеличивала ответственность общины за убийства княжеских дружинников, тиунов, старост, отроков, совершенных на ее территории; предусматривала тяжелые наказания за поджоги хозяйственных построек, намеренную порчу скота, за посягательства на имущество зажиточных людей. После восстания в Киеве 1113 года в Русскую правду был включен устав о процентах (резах) Владимира Мономаха, ограничивавший ростовщичество. Русская правда отразила на протяжении 11-13 веков усиление зависимости смердов, закупов, холопов. В тексте Пространной редакции Русской правды закупам и холопам посвящены специальные уставы. В Русской правде отражены возрастающая роль княжеского суда, тенденция к дифференциации наказаний, увеличение штрафов в пользу князя и княжеской администрации с соответствующим уменьшением компенсации потерпевшим. Стремясь к упразднению кровной мести, Русская правда сужает сферу ее применения и ограничивает круг мстителей ближайшими родственниками убитого. При отсутствии мстителей убийца принуждается к уплате штрафа (виры) князю и частного вознаграждения (головничества) родственникам убитого. Свободные общинники, связанные круговой порукой, должны были оказывать убийце в уплате виры. За убийство женщины выплачивался половинный штраф (полувирье). Русская правда защищала здоровье и честь свободных людей, предусматривала денежные возмещения за увечья и оскорбления действием. В ней детально разрабатывалась система наказаний за кражу в городе и сельской местности, кражи или намеренную порчу бортных и охотничьих угодий, нарушение границ земельных владений. Большое внимание было уделено упорядочению долговых отношений. Специальный устав был посвящен наследственному и семейному праву. Порядок судопроизводства предполагал привлечение свидетелей, применение ордалий, клятвы (рота). Розыск преступников проводился по свидетельским показаниям или по следам; наметились первичные элементы судебной экспертизы. Предусматривалась проверка лжесвидетельских показаний (поклеп). Нормы Русской правды действовали до конца 15 века (до введения Судебника 1497 года), легли в основу Псковской и Новгородской судных грамот, а также украинского, белорусского и литовского права.
Из истории нам известно.что дмитрий умер по своей не осторожности. но историки считают что .федор хотел отдать жезл филарету(отцу михаила романова) но он отказался.тогда его жена предложила своего брата бориса.но федор и народ решили отдать престол дмитрию.и тогда по исторчникам они решили убить цецаревича и провозгласить бориса царем))вот в чем ее роль она своему брату незаконно сесть на престол и устроить смуту)))к сожелению имя не помню.но по-моему она была марфа))сестра бориса годунова и жена сына ивана 4 федора это она сыграла важную роль в период смуты
Краткую редакцию Русской правды составляют Правда Ярослава Мудрого («Древнейшая Правда»), Правда Ярославичей. В тексте Русской правды отразилась эволюция общественных отношений на Древней Руси 11-13 веков. Правда Ярослава Мудрого включала и архаические нормы, восходящие к периоду первобытнообщинного строя. При сыновьях и внуках Ярослава нормы Русской правды получили свое дальнейшее развитие и совершенствование. Ряд постановлений Ярославичей последовали после восстаний в Киеве, Новгороде и Ростово-Суздальской земле (1068-1071). Правда Ярославичей увеличивала ответственность общины за убийства княжеских дружинников, тиунов, старост, отроков, совершенных на ее территории; предусматривала тяжелые наказания за поджоги хозяйственных построек, намеренную порчу скота, за посягательства на имущество зажиточных людей. После восстания в Киеве 1113 года в Русскую правду был включен устав о процентах (резах) Владимира Мономаха, ограничивавший ростовщичество. Русская правда отразила на протяжении 11-13 веков усиление зависимости смердов, закупов, холопов.
В тексте Пространной редакции Русской правды закупам и холопам посвящены специальные уставы. В Русской правде отражены возрастающая роль княжеского суда, тенденция к дифференциации наказаний, увеличение штрафов в пользу князя и княжеской администрации с соответствующим уменьшением компенсации потерпевшим. Стремясь к упразднению кровной мести, Русская правда сужает сферу ее применения и ограничивает круг мстителей ближайшими родственниками убитого. При отсутствии мстителей убийца принуждается к уплате штрафа (виры) князю и частного вознаграждения (головничества) родственникам убитого. Свободные общинники, связанные круговой порукой, должны были оказывать убийце в уплате виры. За убийство женщины выплачивался половинный штраф (полувирье).
Русская правда защищала здоровье и честь свободных людей, предусматривала денежные возмещения за увечья и оскорбления действием. В ней детально разрабатывалась система наказаний за кражу в городе и сельской местности, кражи или намеренную порчу бортных и охотничьих угодий, нарушение границ земельных владений. Большое внимание было уделено упорядочению долговых отношений. Специальный устав был посвящен наследственному и семейному праву. Порядок судопроизводства предполагал привлечение свидетелей, применение ордалий, клятвы (рота). Розыск преступников проводился по свидетельским показаниям или по следам; наметились первичные элементы судебной экспертизы. Предусматривалась проверка лжесвидетельских показаний (поклеп). Нормы Русской правды действовали до конца 15 века (до введения Судебника 1497 года), легли в основу Псковской и Новгородской судных грамот, а также украинского, белорусского и литовского права.