в.и.ленин рассматривал динамику развития не только в плане эпох, законов и иных общих категорий, но и как движение и преемственность конкретных людей, действовавших в определенных условиях. в этом аспекте он проделал интересный анализ общественных процессов на примере преемственности поколений в революционном движении в россии xix века. в работе «памяти герцена» (в 1912 году) он писал: «мы видим ясно три поколения, три класса, действовавшие в революции. сначала — дворяне и помещики, декабристы и герцен. декабристы разбудили герцена. герцен развернул революционную пропаганду.
ее подхватили, расширили, укрепили, закалили революционеры разночинцы, начиная с чернышевского и кончая героями «народной воли». но это не была еще сама буря.
буря — это движение самих масс. пролетариат, единственный до конца революционный класс, поднялся во главе их и впервые поднял к открытой революционной борьбе миллионы крестьян»1.
спустя два года ленин более точно анализирует этапы самоорганизации народа в работе «из прошлого рабочей печати в россии»: «освободительное движение в россии прошло три главных этапа.: 1) период дворянский, примерно с 1825 по 1861 год; 2) разночинский или буржуазно-демократический, приблизительно с 1861 по 1895 год; 3) пролетарский, с 1895 по настоящее время»2.
рассматривая эту периодизацию на фоне общественного развития россии в xix веке и находясь в xxi веке, мы видим, что ленин связывает деятельность поколений революционеров с общественными кризисами 1825 года (восстание декабристов) и 1859-1861 годов (реформы александра ii). это — пики общественной активности оппозиционных сил, требовавших от государства переустройства и политической организации общества.
в.и.ленин рассматривал динамику развития не только в плане эпох, законов и иных общих категорий, но и как движение и преемственность конкретных людей, действовавших в определенных условиях. в этом аспекте он проделал интересный анализ общественных процессов на примере преемственности поколений в революционном движении в россии xix века. в работе «памяти герцена» (в 1912 году) он писал: «мы видим ясно три поколения, три класса, действовавшие в революции. сначала — дворяне и помещики, декабристы и герцен. декабристы разбудили герцена. герцен развернул революционную пропаганду.
ее подхватили, расширили, укрепили, закалили революционеры разночинцы, начиная с чернышевского и кончая героями «народной воли». но это не была еще сама буря.
буря — это движение самих масс. пролетариат, единственный до конца революционный класс, поднялся во главе их и впервые поднял к открытой революционной борьбе миллионы крестьян»1.
спустя два года ленин более точно анализирует этапы самоорганизации народа в работе «из прошлого рабочей печати в россии»: «освободительное движение в россии прошло три главных этапа.: 1) период дворянский, примерно с 1825 по 1861 год; 2) разночинский или буржуазно-демократический, приблизительно с 1861 по 1895 год; 3) пролетарский, с 1895 по настоящее время»2.
рассматривая эту периодизацию на фоне общественного развития россии в xix веке и находясь в xxi веке, мы видим, что ленин связывает деятельность поколений революционеров с общественными кризисами 1825 года (восстание декабристов) и 1859-1861 годов (реформы александра ii). это — пики общественной активности оппозиционных сил, требовавших от государства переустройства и политической организации общества.