« государства российского» — многотомное сочинение н. м. карамзина, описывающее российскую начиная с древнейших времён до правления ивана грозного и смутного времени. трудн. м. карамзина не был первым описанием россии, но именно это произведение высоким достоинствам и научной скрупулёзности автора открыло россии для широкой образованной публики и наибольшим образом способствовало становлению национального самосознания.
карамзин писал свою «» до конца жизни, но не успел её закончить. текст рукописи 12 тома обрывается на главе «междоцарствие 1611—1612», хотя автор намеревался довести изложение до начала правления дома романовых.
факты автор собирал из древних летописей, многие из которых были им введены в научный оборот впервые. к примеру, именно карамзиным была найдена и названа ипатьевская летопись. многочисленные детали и подробности, чтобы не загромождать ими связный текст рассказа, карамзин вынес в особый том примечаний. именно эти примечания имели наибольшее научное значение.
в предисловии к своей книге карамзин описывает важность вообще, её роль в жизни людей. он говорит, что россии не менее захватывающая, важная и интересная, чем мировая. далее приводит список источников, которые ему воссоздать картину событий.
в первом томе карамзин подробно описывает народы, обитавшие на территории современной россии, в том числе истоки славян, их конфликт с варягами, отношение греков к племенам, населяющим территорию будущей руси. затем рассказывает о происхождении первых князей руси, их правлении в русле норманской теории. в последующих томах автор подробно описывает все важные события российской вплоть до 1612 года.
в своем труде он выступал больше как писатель, чем — описывая факты, он заботился о создании нового благородного языка для ведения повествования.
Как-то раз дед позвал маленького Фому и его брата на баштан, чтобы дети отгоняли птиц, клевавших урожай. В это время проезжали на волах чумаки. Дед очень обрадовался встрече со старыми знакомыми, стал угощать их дынями, а внуков попросил повеселить гостей. Ребятишки так задорно плясали, что и старик захотел вспомнить молодость. Но как только решил «разгуляться и выметнуть ногами на вихорь какую-то свою штуку» понял, что ноги не поднимаются. Что за чертовщина? Попробовал снова, но все повторилось.
Дед выругался и услышал, как сзади кто-то рассмеялся. Оглянулся – никого, он один в чистом поле. В сумерках дед наткнулся на тропинку, в стороне от которой вспыхнула свеча на могиле. Старик решил, что это место, где спрятан клад. А чтобы его завтра найти, пометил ветками. Утром, вооружившись заступом и лопатой, отправился дед раскапывать тайник. Но ничего не нашел, только под дождем промок. Помянув в сердцах черта, вернулся домой ни с чем.
На следующий день отправился старик на баштан, чтобы выкопать грядку для тыкв. А на обратном пути наткнулся на то самое заколдованное место. Ударил в сердцах заступом и вновь очутился у тайника. Отодвинул дед камень и присел понюхать табачку. Вдруг за его спиной кто-то так чихнул, что покачнулись деревья. Но рядом никого не было. Стал дед выкапывать клад, а там начали появляться то котел какой-то странный, то птичий клюв, то баранья голова, даже медведь возникал. И все повторяли слова старика. Испугался дед сильно, хотел без оглядки бежать, но очень уж жалко было бросать добро. Схватил котел, который первый попался под руку, еле-еле поднял его и понес. Только чувствовал всю дорогу, что сзади кто-то чешет прутьями по его ногам.
Дома старика заждались. С горшком горячих галушек вернулась мать из гостей, всех накормила. Затем помыла посуду и пошла выплеснуть горячие но вдруг увидела, как что-то жуткое на нее надвигается. Это оказался дед с котелком. В полной уверенности, что принес домой много золота, уставший и весь в открыл старик свою добычу. А там совсем не золото было, а сор, «дрязг» и вообще «стыдно сказать, что такое».
С тех пор дед приказал внукам не верить черту. Когда слышал, что где-то неспокойно, всегда крестился. А заколдованное место огородил забором. Весь мусор, который выгребал с баштана, бросал туда. И никогда на том месте ничего хорошего не росло.
« государства российского» — многотомное сочинение н. м. карамзина, описывающее российскую начиная с древнейших времён до правления ивана грозного и смутного времени. трудн. м. карамзина не был первым описанием россии, но именно это произведение высоким достоинствам и научной скрупулёзности автора открыло россии для широкой образованной публики и наибольшим образом способствовало становлению национального самосознания.
карамзин писал свою «» до конца жизни, но не успел её закончить. текст рукописи 12 тома обрывается на главе «междоцарствие 1611—1612», хотя автор намеревался довести изложение до начала правления дома романовых.
факты автор собирал из древних летописей, многие из которых были им введены в научный оборот впервые. к примеру, именно карамзиным была найдена и названа ипатьевская летопись. многочисленные детали и подробности, чтобы не загромождать ими связный текст рассказа, карамзин вынес в особый том примечаний. именно эти примечания имели наибольшее научное значение.
в предисловии к своей книге карамзин описывает важность вообще, её роль в жизни людей. он говорит, что россии не менее захватывающая, важная и интересная, чем мировая. далее приводит список источников, которые ему воссоздать картину событий.
в первом томе карамзин подробно описывает народы, обитавшие на территории современной россии, в том числе истоки славян, их конфликт с варягами, отношение греков к племенам, населяющим территорию будущей руси. затем рассказывает о происхождении первых князей руси, их правлении в русле норманской теории. в последующих томах автор подробно описывает все важные события российской вплоть до 1612 года.
в своем труде он выступал больше как писатель, чем — описывая факты, он заботился о создании нового благородного языка для ведения повествования.
Дед выругался и услышал, как сзади кто-то рассмеялся. Оглянулся – никого, он один в чистом поле. В сумерках дед наткнулся на тропинку, в стороне от которой вспыхнула свеча на могиле. Старик решил, что это место, где спрятан клад. А чтобы его завтра найти, пометил ветками. Утром, вооружившись заступом и лопатой, отправился дед раскапывать тайник. Но ничего не нашел, только под дождем промок. Помянув в сердцах черта, вернулся домой ни с чем.
На следующий день отправился старик на баштан, чтобы выкопать грядку для тыкв. А на обратном пути наткнулся на то самое заколдованное место. Ударил в сердцах заступом и вновь очутился у тайника. Отодвинул дед камень и присел понюхать табачку. Вдруг за его спиной кто-то так чихнул, что покачнулись деревья. Но рядом никого не было. Стал дед выкапывать клад, а там начали появляться то котел какой-то странный, то птичий клюв, то баранья голова, даже медведь возникал. И все повторяли слова старика. Испугался дед сильно, хотел без оглядки бежать, но очень уж жалко было бросать добро. Схватил котел, который первый попался под руку, еле-еле поднял его и понес. Только чувствовал всю дорогу, что сзади кто-то чешет прутьями по его ногам.
Дома старика заждались. С горшком горячих галушек вернулась мать из гостей, всех накормила. Затем помыла посуду и пошла выплеснуть горячие но вдруг увидела, как что-то жуткое на нее надвигается. Это оказался дед с котелком. В полной уверенности, что принес домой много золота, уставший и весь в открыл старик свою добычу. А там совсем не золото было, а сор, «дрязг» и вообще «стыдно сказать, что такое».
С тех пор дед приказал внукам не верить черту. Когда слышал, что где-то неспокойно, всегда крестился. А заколдованное место огородил забором. Весь мусор, который выгребал с баштана, бросал туда. И никогда на том месте ничего хорошего не росло.