Основные темы поэзии Рубцова - это родина-Русь, ее природа и история, ее люди, их духовный мир, нравственные ценности, красота и любовь. Конечно, правы те, кто отмечал, что его творчество не сводится только к понятиям «тихой лирики» , «деревенской» поэзии, но сельская природа и быт всегда были особенно притягательными для поэта.
Уже в его ранних стихах («Деревенские ночи» , 1953), проникнутых лирико-романтическим настроением, выступают основные образы его творчества:
Ветер под окошечками, тихий, как мечтание,
А за огородами в сумерках полей
Крики перепелок, ранних звезд мерцание,
Ржание стреноженных молодых коней.
Удивительным образом в его стихотворениях переплетаются романтика и реальность, поэзия и проза; картины возвышенные, просветленные и обыденные, мрачные. Вот тоже ранне стихотворенте 1957 года "Воспоминание": : «Помню, луна смотрела в окно.
Роса блестела на ветке. . Помню дождь и грязь во дворе,
Вечер темный, беззвездный.. . »
. Но чаще всего на смену тревожным нотам приходит успокоение. И тогда обращение к родной природе вызывает поэтическую, возвышенную картину мира. В стихотворении «Ночь на Родине» поэт рисует ночь яркими красками тишины и спокойствия.
Высокий дуб. Глубокая вода.
Спокойные кругом ложатся тени.
И тихо так, как будто никогда
Природа здесь не знала потрясений!
И тихо так, как будто никогда
Здесь крыши сёл не слыхивали грома.
Не встрепенется ветер у пруда
И на дворе не зашуршит солома.
При создании и передаче такого умиротворенного, романтического настроения автор особую роль отводит эпитетам. В стихотворении « Я буду скакать по холмам» Рубцов пишет о Родинеи, неразрывно с этой темой- о природе. И снова тема тишины и умиротворения.
Останьтесь, останьтесь, небесные синие своды!
Пусть солнце на пашнях венчает обильные всходы
Старинной короной своих восходящий лучей! .
В образной системе Н. Рубцова важную роль играет поэтическая символика, которая
питает многие стихотворения Н. Рубцова, например, «Утро»
Деревья, избы, лошадь на мосту,
Цветущий луг - везде о них тоскую.
И, разлюбив вот эту красоту,
Я не создам, наверное, другую. .
Во всем этом поэт видит и раскрывает особую, таинственную глубину.
Читая стихотворения Н. Рубцова, нельзя не отметить, что картины природы представляют удивительное соответствие душевному состоянию лирического героя. Например, в стихотворении «Ночь на Родине» эта параллель дана в виде сравнения:
И всей душой, которую не жаль
Всю потопить в таинственном и милом,
Овладевает светлая печаль,
Как лунный свет овладевает миром.
В стихотворении «Старая дорога» детали пейзажа служат для передачи душевного состояния героя: «Все облака над ней,
все облака…
В пыли веков мгновенны и незримы,
Идут по ней, как прежде, пилигримы,
И машет им прощальная рука.
Навстречу им июльские деньки
Идут в нетленной синенькой рубашке,
По сторонам – качаются ромашки,
И звон звенит во все свои звонки,
И в тень зовут росистые леса…. . » .
Начинается и заканчивается стихотворение одной и той же картинкой – плывущими по небу облаками. Это тоже многозначный образ. Все в нашей жизни призрачно, изменчиво, непостоянно, и вместе с тем легко, прекрасно и проходящее. Облака – символ вечной природы. Как и дорога – «старая дорога» , много повидавшая на своем веку, бесконечная. Да и у июльских деньков «нетленная» синенькая рубашка.
Рубцов в этом стихотворении часто использует прием олицетворения. Создается впечатление движения и смены картинок: июльские деньки идут, ромашки качаются, росистые леса зовут, облака плывут. Все глаголы стоят в настоящем времени, подчеркивая сиюминутность впечатлений.
Сегодня невозможно представить себе лирическую поэзию без стихотворений Н. Рубцова, который по-настоящему любил свою родину и ей посвятил свои лучшие песни и лучшие минуты своего поэтического вдохновения.надеюсь
1. Этика - учение о морали и нравственности Важнейшей сферой взаимоотношения человека и общества является мораль, нравственность как особый практически-духовного освоения человеком действительности. Совесть и доброта, честь и достоинство, долг и ответственность образуют ценностный каркас нравственной культуры человека и общества. Во все времена нравственные ценности и идеалы выражали глубочайшие устремления человечества, открывали перспективу совершенствования общества, придавали человеческой жизни высокий духовный смысл. Эти стремления отразились в мифах и легендах, былинах и сказаниях в религиозных исканиях о добре и зле, человеческом предназначении, цели и смысле жизни человека. Однако лишь в этике как философском учении мир нравственных ценностей становится предметом специального постижения. Это вопросы о том, как и во имя чего следует жить, чем руководствоваться и каким образом оценивать правильность или неправильность человеческих поступков и всего поведения в целом. Поэтому изучение этики необходимо каждому вступающему в жизнь человеку, хотя, разумеется, этика не делает человека автоматически лучше, добрее и порядочнее, справедливее и благороднее. Она лишь развить моральное самосознание личности, пробудить в человеке чувство личной ответственности за свое моральное самосовершенствование и учит сознательному и самостоятельному разрешению нравственных задач. Ведь научиться добру, состраданию, бескорыстию и справедливости на уроке невозможно, поэтому этическое просвещение стремится привлечь внимание человека к вопросам морали, привить интерес к высшим ценностям жизни, развить интеллектуальные основания нравственной культуры личности. Следует отметить, что слова "этика", "мораль", "нравственность" зачастую в обыденном и нестрогом словоупотреблении используются как синонимы, имеющие одинаковые значения. Однако в философии мораль, или нравственность, рассматриваются как определённая сфера духовной культуры и жизни общества, образующая предмет изучения и исследования этики. Этика, поэтому, есть учение о морали и нравственности, подобно тому, как языкознание есть учение о языке, а правоведение - о праве. В первом приближении мораль можно определить как совокупность правил и норм поведения, которыми руководствуются люди в жизни. В своей совокупности эти правила и нормы образуют некий нравственно-идеальный порядок, правильный и справедливый образ жизни и поведения человека. Поэтому мораль можно представить как идеальную модель правильного, должного поведения человека. Понятно, что она предполагает человека свободно выбирать линию поведения и умение следовать этому идеальному порядку. Поэтому мораль включает также наличие у человека "добродетелей" - качеств, делающих человека к нравственной жизни, выражающих наличие у него внутреннего уважения к нравственным ценностям, потребности в самоуважении и достоинстве. Это доброта, отзывчивость, верность долгу, великодушие и мужество, благородство и бескорыстие и другие. Не менее важную характеристику морали составляет сопоставление и оценка поведения человека, его моральных качеств и нравственно-идеальному порядку, то есть оценка явлений общественной жизни с позиций добра и зла, справедливости и человечности. Отсюда можно сделать вывод, что к сфере морали относятся достаточно разнородные явления - правила и нормы поведения, оценки, идеалы, ценности человека. Поэтому перед этикой стоит проблема нахождения общего основания многообразия проявлений морали, выяснение сущности нравственного освоения действительности для сознательного устройства жизни на началах добра, справедливости и человечности. Рассмотрение природы морали лучше начать с обращения к её истокам, историческим условиям её возникновения и развития. В истории этических учений можно условно выделить три основных направления, отличающиеся друг от друга по вопросу о происхождении и природе морали. Р е л и г и о з н а я этика считает, что нравственные ценности - нормы, принципы, идеалы, понятия о добре и зле,- даны человеку свыше, Богом, и имеют поэтому абсолютный, вечный и неизменный характер. Тогда сила морали оказывается основанной на воле и авторитете Бога, его всеведении и справедливости, всемогуществе и благости. В рамках такой этики люди с их приверженностью к простым житейским интересам не в состоянии без божественной ни выработать общего правильного понимания добра и принципов истинной человечности, ни следовать им. Поэтому жизнь без веры в Бога - это всегда лишь лучше или хуже замаскированная жестокая борьба людей за свои земные эгоистические интересы, вытекающие из их природно-телесного, чувственного и греховного бытия человека. И если бы не было Бога, жизнь человеческая давно стала бы невозможна. Однако Бог есть, и человек как лучшее его творение несёт в себе не только плотское, греховно-эгоистическое начало, но и нечто высшее, духовное - дух Божий, напоминающий человеку о себе голосом совести. .
история, ее люди, их духовный мир, нравственные ценности, красота и любовь.
Конечно, правы те, кто отмечал, что его творчество не сводится только к
понятиям «тихой лирики» , «деревенской» поэзии, но сельская природа и быт всегда
были особенно притягательными для поэта.
Уже в его ранних стихах («Деревенские ночи» , 1953),
проникнутых лирико-романтическим настроением, выступают основные образы его
творчества:
Ветер под окошечками, тихий, как мечтание,
А за огородами в сумерках полей
Крики перепелок, ранних звезд мерцание,
Ржание стреноженных молодых коней.
Удивительным образом в его стихотворениях переплетаются
романтика и реальность, поэзия и проза; картины возвышенные, просветленные и
обыденные, мрачные. Вот тоже ранне стихотворенте 1957 года "Воспоминание":
: «Помню, луна смотрела в окно.
Роса блестела на ветке. .
Помню дождь и грязь во дворе,
Вечер темный, беззвездный.. . »
. Но чаще всего на
смену тревожным нотам приходит успокоение. И тогда обращение к родной природе
вызывает поэтическую, возвышенную картину мира. В стихотворении «Ночь на Родине»
поэт рисует ночь яркими красками тишины и спокойствия.
Высокий дуб. Глубокая вода.
Спокойные кругом ложатся тени.
И тихо так, как будто никогда
Природа здесь не знала потрясений!
И тихо так, как будто никогда
Здесь крыши сёл не слыхивали грома.
Не встрепенется ветер у пруда
И на дворе не зашуршит солома.
При создании и передаче такого умиротворенного,
романтического настроения автор особую роль отводит эпитетам. В стихотворении «
Я буду скакать по холмам» Рубцов пишет о Родинеи, неразрывно с этой темой- о
природе. И снова тема тишины и умиротворения.
Останьтесь, останьтесь, небесные синие своды!
Пусть солнце на пашнях венчает обильные всходы
Старинной короной своих восходящий лучей! .
В образной системе Н. Рубцова важную роль играет поэтическая
символика, которая
питает многие стихотворения Н. Рубцова, например, «Утро»
Деревья, избы, лошадь на мосту,
Цветущий луг - везде о них тоскую.
И, разлюбив вот эту красоту,
Я не создам, наверное, другую. .
Во всем этом поэт видит и раскрывает особую, таинственную
глубину.
Читая стихотворения Н. Рубцова, нельзя не отметить, что
картины природы представляют удивительное соответствие душевному состоянию
лирического героя. Например, в стихотворении «Ночь на Родине» эта параллель
дана в виде сравнения:
И всей душой, которую не жаль
Всю потопить в таинственном и милом,
Овладевает светлая печаль,
Как лунный свет овладевает миром.
В стихотворении «Старая дорога» детали пейзажа служат для передачи душевного
состояния героя: «Все облака над ней,
все облака…
В пыли веков мгновенны и незримы,
Идут по ней, как прежде, пилигримы,
И машет им прощальная рука.
Навстречу им июльские деньки
Идут в нетленной синенькой рубашке,
По сторонам – качаются ромашки,
И звон звенит во все свои звонки,
И в тень зовут росистые леса…. . » .
Начинается и заканчивается стихотворение
одной и той же картинкой – плывущими по небу облаками. Это тоже многозначный
образ. Все в нашей жизни призрачно, изменчиво, непостоянно, и вместе с тем
легко, прекрасно и проходящее. Облака – символ вечной природы. Как и дорога –
«старая дорога» , много повидавшая на своем веку, бесконечная. Да и у июльских
деньков «нетленная» синенькая рубашка.
Рубцов в этом стихотворении часто использует прием
олицетворения. Создается впечатление движения и смены картинок: июльские деньки
идут, ромашки качаются, росистые леса зовут, облака плывут. Все глаголы стоят в
настоящем времени, подчеркивая сиюминутность впечатлений.
Сегодня невозможно представить себе лирическую поэзию без
стихотворений Н. Рубцова, который по-настоящему любил свою родину и ей посвятил
свои лучшие песни и лучшие минуты своего поэтического вдохновения.надеюсь