После прочтения стихотворения Г. Р. Державина «Властителям и судиям», XVIII век представился мне крайне напряжённым, веком, полным разочарований, олицетворяющим недовольство бедных богатыми, слуг властителями, слабых сильными («…доколь вам будет щадить неправедных и злых?», «Не внемлют! Видят – и не знают! Покрыты мздою очеса…»).
В стихотворении герой будто бы представляет читателю своё открытие, разоблачение: «Но вы, как я подобно, страстны, и так же смертны, как и я»
Герой умоляет о справедливости, и голос его – среди миллионов голосов: мужских, женских, детских, старческих, тихих, кричащих, плавных и резких, просящих об одном и том же. Но миллионы этих голосов теряются за барским басом. И не слышен за барскими приказами единый крик души простолюдина: «Воскресни, Боже! Боже правых! И их молению внемли: приди, суди, карай лукавых, и будь един царём земли!»
Противостояние действительности проглядывает и между строк стихотворения «Памятник».
Автор-герой повествует о своих достижениях, не стесняясь сказать о том, что жизнь свою прожил не зря, прожил небанально, смело, имея возможность сказать своё слово, не всегда слышимое, но – своё («…первый я дерзнул в забавном русском слоге о добродетелях Фелицы возгласить, в сердечной простоте беседовать о Боге и истину царям с улыбкой говорить»). Вообще, Державин «дерзнул в забавном русском слоге» бороться с несправедливостью и беззаконием, царившими в те времена в быту, обществе и власти.
О жизни общества XVIII века можно рассуждать, сравнивая характер Державина с его отношением к людям того времени. В стихотворении «Задумчивость» есть строки: «Я себе между людями не вижу, не ищу, как лишь оставить свет». Значит, борцу за монархию и справедливость общество доверия не внушало…
Однако у Г. Р. Державина много и более оптимистичных стихов: «Деревенская жизнь» («Что нужды мне до града, в деревне я живу, мне звёзд и лент не надо, вельможей не слыву. <…> Богат, коль здрав, обилен, могу поесть, попить; подчас и не бессилен с Миленой пошалить»), «Похвала сельской жизни» («Блажен – кто, удалясь от дел, подобно смертным первородным, не откупным трудом – свободным, на собственных своих волах…»), «На взятие Измаила» («Премудрость царствы управляет, крепит их (россов) – вера, правый суд; их труд и мир обогащает, любовию они цветут»).
Ещё долго можно читать и анализировать стихотворения этого поэта; ещё долго можно расширять и углублять своё представление о России XVIII века, но во всех стихах Державина просматривается суматоха разделения России на крестьян и дворян. Что ж, будем считать, что это и есть основная характеристика XVIII века.
В стихотворении герой будто бы представляет читателю своё открытие, разоблачение: «Но вы, как я подобно, страстны, и так же смертны, как и я»
Герой умоляет о справедливости, и голос его – среди миллионов голосов: мужских, женских, детских, старческих, тихих, кричащих, плавных и резких, просящих об одном и том же. Но миллионы этих голосов теряются за барским басом. И не слышен за барскими приказами единый крик души простолюдина: «Воскресни, Боже! Боже правых! И их молению внемли: приди, суди, карай лукавых, и будь един царём земли!»
Противостояние действительности проглядывает и между строк стихотворения «Памятник».
Автор-герой повествует о своих достижениях, не стесняясь сказать о том, что жизнь свою прожил не зря, прожил небанально, смело, имея возможность сказать своё слово, не всегда слышимое, но – своё («…первый я дерзнул в забавном русском слоге о добродетелях Фелицы возгласить, в сердечной простоте беседовать о Боге и истину царям с улыбкой говорить»). Вообще, Державин «дерзнул в забавном русском слоге» бороться с несправедливостью и беззаконием, царившими в те времена в быту, обществе и власти.
О жизни общества XVIII века можно рассуждать, сравнивая характер Державина с его отношением к людям того времени. В стихотворении «Задумчивость» есть строки: «Я себе между людями не вижу, не ищу, как лишь оставить свет». Значит, борцу за монархию и справедливость общество доверия не внушало…
Однако у Г. Р. Державина много и более оптимистичных стихов: «Деревенская жизнь» («Что нужды мне до града, в деревне я живу, мне звёзд и лент не надо, вельможей не слыву. <…> Богат, коль здрав, обилен, могу поесть, попить; подчас и не бессилен с Миленой пошалить»), «Похвала сельской жизни» («Блажен – кто, удалясь от дел, подобно смертным первородным, не откупным трудом – свободным, на собственных своих волах…»), «На взятие Измаила» («Премудрость царствы управляет, крепит их (россов) – вера, правый суд; их труд и мир обогащает, любовию они цветут»).
Ещё долго можно читать и анализировать стихотворения этого поэта; ещё долго можно расширять и углублять своё представление о России XVIII века, но во всех стихах Державина просматривается суматоха разделения России на крестьян и дворян. Что ж, будем считать, что это и есть основная характеристика XVIII века.