Задание 3. Проанализируйте отрывок из рассказа А.Чехова «Пересолил» по вопросам. 1. Объясните роль данного эпизода в композиции рассказа в целом.
Приведите аргументы для определения элемента композиции.
2. Назовите одно художественное средство или прием создания образа,
использованный автором в отрывке, выпишите соответствующую цитату.
Что было впереди, землемер не видел, ибо с этой стороны всё поле зрения застилала
широкая, неуклюжая спина возницы. Было тихо, но холодно, морозно. «Какая, однако,
здесь глушь! — думал землемер, стараясь прикрыть свои уши воротником от шинели. —
Ни кола ни двора. Не ровен час — нападут и ограбят, так никто и не узнает, хоть из пушек
пали... Да и возница ненадежный... Ишь, какая спинища! Этакое дитя природы пальцем
тронет, так душа вон! И морда у него зверская, подозрительная».
Рассказ «Возвращение» был впервые опубликован в 1946 г. Проблема перехода от войны к миру, возрождения, возвращения была одной из актуальнейших в послевоенное время. А. Платонов решает ее по-своему.
Сам по себе сюжет возвращения может реализовываться по крайней мере в трех вариантах. Во-первых, как мифологическое возвращение, подобное возвращению Одиссея на родную Итаку после десятилетий странствий. Здесь возвращение является завершением цикла и демонстрирует замкнутость космоса и незыблемость его основ. Именно такое понимание выявляется при этимологическом анализе слова «возвращение». Во-вторых, возвращение может быть внешним, физическим, как возврат в некогда покинутое место. В-третьих, возвращение бывает, так сказать, внутренним, как возврат к некоему желаемому состоянию покоя, гармонии, беззаботности т.д. И именно здесь заложена возможность конфликта: возвращение может состояться как внешнее, но не состояться как внутреннее, как это и происходит в случае с капитаном Ивановым, героем платоновского рассказа.
Платоновский рассказ очень непрост для восприятия школьников. Чтобы работа с текстом была успешной, учащимся рекомендуется предварительно прочитать рассказ дома. Для анализа в классе мы предлагаем эпизод встречи Алексея Иванова с семьей, являющийся завязкой конфликта.
Приведем тезисно вопросы, определяющие логику анализа этого эпизода, и ожидаемые ответы учащихся.
1. Что вы узнали о капитане Иванове?
Алексей Иванов, гвардии капитан, прослужил в армии всю войну. Сослуживцы относились к нему с уважением. Армия стала для Иванова семьей: «Иванов и Маша чувствовали себя сейчас осиротевшими без армии» [1, с. 560]. В тылу у него осталась семья: жена Люба и двое детей, Петрушка и Настя.
2. Что вы узнали о его семье?
У Алексея Иванова жена Люба и двое детей, Петрушка и Настя. Люба работает на кирпичном заводе. Работа занимает у нее много времени: «Работать хорошо, только дети одни и одни…» [1, с. 565]. За время войны Люба «научилась сама обувь чинить себе и ему [Петрушке. – Н.В.] с Настей, чтобы дорого не платить сапожнику, и за картошку исправляла электрические печки соседям» [1, с. 572].
Петрушке 11 лет, но он выглядит старше своего возраста и отец не сразу узнает его. Во время войны Петрушка взял на себя роль главы семьи, привык всеми в доме и всем распоряжаться. Это раздражает капитана Иванова, который не понимает, почему с его сыном произошла такая перемена.
Рассказ начинается с того, что городничий объявляет своим подчинённым о том, что в город должен приехать ревизор. Эта новость всех очень встревожила, так как в городе была неразбериха, беспорядок и незаконность. Лечат чёрт знает как и чем, сторожи не исполняют обязанности, возложенные на них, почтмейстер читает чужие письма, судья и чиновники спокойно, от некого не скрывая берут взятки, и тому подобное.
Потом за ревизора принимают не очень важного чиновника из Питребурга – Ивана Александровича Хлестакова. Он сначала не догадывается, что его принимают за ревизора - высокопоставленного государственного служащего. Он ничего не делает для того, чтобы обмануть чиновников, они сами себя обманывают. Чиновники хотят от предполагаемого ревизора только то, чтобы не обнаружилась их плохая работа.
Почти все персонажи комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» лишены понятия чести, достоинства. С образом Хлестакова связано понятие «хлестаковщина». Это воплощение желания сыграть роль повыше той, что тебе предназначена.
Скорее всего Николай Васильевич Гоголь в своём рассказе, под видом уездного города, олицетворяет государственное и общественное устройство России того времени, которое лишено нравственности и социальной культуры.
Главные герои:
Городничий - глава уездного города, в который должен приехать чиновник с ревизией. Именно с его подачи все принимают Хлестакова за ревизора и разыгрывают комедию положений.
Хлестаков - молодой человек двадцати трёх лет, худощавый, невысокий, модно одетый. Возвращается из Петербурга, где служил переписчиком бумаг, в деревню отца в Саратовской губернии, поскольку отец недоволен карьерными успехами сына.
Анна Андреевна - жена городничего.
Марья Антоновна - дочь городничего.
Лука Лукич Хлопов - смотритель училищ.
Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин - городской судья.
Артемий Филиппович Земляника - попечитель богоугодных заведений.
Иван Кузьмич Шпекин - почтмейстер.
Пётр Иванович Добчинский, Пётр Иванович Бобчинский — городские помещики. Оба Петра Ивановичи Бобчинский и Добчинский — не чиновники, они помещики, им есть на что жить, они не служат за жалованье и в силу этого, казалось бы, не зависят от градоначальника, он им не указ. На самом деле и они неразрывно связаны со всем происходящим в их провинциальном уездном городе.
Осип - слуга Хлестакова
Христиан Иванович Гибнер - уездный лекарь.
Фёдор Иванович Люлюков, Иван Лазаревич Растаковский, Степан Иванович Коробкин - отставные чиновники, почётные лица в городе.
Степан Ильич Уховертов - частный пристав.
Свистунов, Пуговицын, Держиморда - полицейские.
Абдулин - купец.
Февронья Петровна Пошлепкина - слесарша.