Борис Гибалин родился 11 (24) апреля 1911 в городе Нязепетровске Челябинской области. В молодости «озвучивал» немые кинофильмы, выступая в рабочих агитколлективах. В 1928—1932 годах работал аккомпаниатором в Златоусте, с 1932 года — музыкальный редактор Уральского радио. В 1932 году окончил Свердловское музыкальное училище по классу композиции В. Х. Золотарева, в 1939 — Уральскую государственную консерваторию (окончил первым и с отличием композиторское отделение по классу М. П. Фролова). Дипломная работа — «Первая симфония». В годы Великой Отечественной войны работал в Свердловском областном оборонном театре и параллельно обучался в аспирантуре Московской консерватории (руководитель — Н. Я. Мясковский, окончил её в конце войны в Уральской консерватории под руководством М. П. Фролова. До 1948 года преподавал композицию в Уральской консерватории. В 1948—1959 годах Б.Д. Гибалин работал художественным руководителем Свердловской филармонии, в 1959—1962 — художественным руководителем Уральского народного хора. С 1963 по 1975 годы был ректором Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского, в 1971 году был утверждён в учёном звании профессора по кафедре композиции. Сделал значительный вклад в обучение бурятских и монгольских композиторов. Б.Д. Гибалин создал более 70 произведений различных жанров симфонической, вокально-хоровой, инструментальной музыки. Борис Гибалин известен и как общественный деятель: в течение семи лет (1952—1959) избирался председателем правления Свердловского отделения Союза композиторов РСФСР, в 1968—1976 годах входил в Экспертный Совет Высшей аттестационной комиссии, в 1966—1976 годах был членом Комиссии при Совете Министров РСФСР по присуждению Государственных премий. Борис Гибалин скончался 5 мая 1982 года в Свердловске. Похоронен на Широкореченском кладбище[1]. Оперы Править 1967 — «Товарищ Андрей» о Я.М. Свердлове, поставлена Свердловским театром оперы и балета 1976 — «Фёдор Протасов» по драме Л.Н. Толстого «Живой труп» 1977 — «Завещание» по одноименной повести Г. Маркова 1980 — «Не гаси огонь, Прометей!» по поэме М. Карима. Оперы для детей (для исполнения на радио): 1936 — «О рыбаке и рыбке» 1937 — «Репка» 1938 — «Колобок» 1942 — «Кот, петух и лиса» 1944 — «О глупом мышонке» 1945 — «Алёнушка» «Зайкино горе»
Александр Порфирьевич Бородин родился в Санкт-Петербурге 31 октября[12 ноября] 1833 от внебрачной связи 62-летнего грузинского князя изИмеретии Луки Степановича Гедианова (Гедеванишвили)[3], (1772—1840) и 25-летней Авдотьи Константиновны Антоновой и при рождении был записан сыном крепостного слуги князя — Порфирия Ионовича Бородина и его жены Татьяны Григорьевны. До 8 лет мальчик являлся крепостным своего отца, который перед смертью в 1840 году дал сыну вольную и купил четырёхэтажный дом для него и Авдотьи Константиновны, выданной замуж за военного врача Клейнеке. В первой половине XIX века внебрачные связи не афишировались, поэтому имена родителей скрывались и незаконнорождённого мальчика представляли какплемянника Авдотьи Константиновны.[4][5]
Из-за происхождения, не позволявшего поступить в гимназию, Бородин проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса, изучал немецкий и французский языки и получил прекрасное образование.
Уже в детстве обнаружил музыкальную одарённость, в 9 лет написав первое произведение — польку «Helen». Обучался (по воле матери преимущественно дома) игре на музыкальных инструментах — вначале на флейте и фортепиано, а с 13 лет — на виолончели[6]. В это же время создал первое серьёзное музыкальное произведение — концерт для флейты с фортепиано[7].
В возрасте 10 лет стал интересоваться химией, которая с годами из увлечения превратилась в дело всей его жизни.
Однако занятиям наукой и получению высшего образования препятствовало всё то же «незаконное» происхождение молодого человека, которое, при отсутствии легальной возможности изменения общественного статуса, вынудило мать Бородина и её мужа воспользоваться ведомством чиновников Тверской казённой палаты, чтобы записать сына в Новоторжское третьей гильдии купечество. Он получил право закончить гимназию и продолжить своё образование в высшем учебном заведении.
Летом 1850 года Бородин отлично сдал экзамены на аттестат зрелости вПервой Санкт-Петербургской гимназии, а в сентябре того же года семнадцатилетний «купец» Александр Бородин поступил вольнослушателем в петербургскую Медико-хирургическую академию, которую окончил в декабре 1856 года. Изучая медицину, Бородин продолжал заниматься химией под руководством Н. Н. Зинина.
Из-за происхождения, не позволявшего поступить в гимназию, Бородин проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса, изучал немецкий и французский языки и получил прекрасное образование.
Уже в детстве обнаружил музыкальную одарённость, в 9 лет написав первое произведение — польку «Helen». Обучался (по воле матери преимущественно дома) игре на музыкальных инструментах — вначале на флейте и фортепиано, а с 13 лет — на виолончели[6]. В это же время создал первое серьёзное музыкальное произведение — концерт для флейты с фортепиано[7].
В возрасте 10 лет стал интересоваться химией, которая с годами из увлечения превратилась в дело всей его жизни.
Однако занятиям наукой и получению высшего образования препятствовало всё то же «незаконное» происхождение молодого человека, которое, при отсутствии легальной возможности изменения общественного статуса, вынудило мать Бородина и её мужа воспользоваться ведомством чиновников Тверской казённой палаты, чтобы записать сына в Новоторжское третьей гильдии купечество. Он получил право закончить гимназию и продолжить своё образование в высшем учебном заведении.
Летом 1850 года Бородин отлично сдал экзамены на аттестат зрелости вПервой Санкт-Петербургской гимназии, а в сентябре того же года семнадцатилетний «купец» Александр Бородин поступил вольнослушателем в петербургскую Медико-хирургическую академию, которую окончил в декабре 1856 года. Изучая медицину, Бородин продолжал заниматься химией под руководством Н. Н. Зинина.