1. Разговор принял такой неожиданный оборот, что даже горячность Кузьмы пропала (И. А. Бунин).
Обоснование: В данном предложении используется сложноподчиненное предложение с союзом "что". Сочинительный союз "что" связывает две части предложения: "Разговор принял такой неожиданный оборот" и "горячность Кузьмы пропала".
Постепенное решение:
- Найдем первую часть предложения: "Разговор принял такой неожиданный оборот".
- Найдем вторую часть предложения: "горячность Кузьмы пропала".
- Свяжем части предложения союзом "что": "Разговор принял такой неожиданный оборот, что горячность Кузьмы пропала".
2. Гумно, что выходит в степь, всегда неуютно, скучно (И. А. Бунин).
Обоснование: В данном предложении используется сложноподчиненное предложение с союзом "что". Сочинительный союз "что" связывает две части предложения: "Гумно, что выходит в степь" и "всегда неуютно, скучно".
Постепенное решение:
- Найдем первую часть предложения: "Гумно, что выходит в степь".
- Найдем вторую часть предложения: "всегда неуютно, скучно".
- Свяжем части предложения союзом "что": "Гумно, что выходит в степь, всегда неуютно, скучно".
3. Здесь все было переплетено, как в земле переплетаются грибницы разных грибов (В. Б. Шкловский).
Обоснование: В данном предложении используется сложноподчиненное предложение с союзом "как". Сравнительный союз "как" связывает две части предложения: "Здесь все было переплетено" и "в земле переплетаются грибницы разных грибов".
Постепенное решение:
- Найдем первую часть предложения: "Здесь все было переплетено".
- Найдем вторую часть предложения: "в земле переплетаются грибницы разных грибов".
- Свяжем части предложения сравнительным союзом "как": "Здесь все было переплетено, как в земле переплетаются грибницы разных грибов".
4. Во время эвакуации наш теплоход подорвался на мине, и я сам видел, как Зоя обихаживала раненых (М. А. Дудин).
Обоснование: В данном предложении используется сложноподчиненное предложение с союзом "как". Сравнительный союз "как" связывает две части предложения: "Во время эвакуации наш теплоход подорвался на мине" и "я сам видел, как Зоя обихаживала раненых".
Постепенное решение:
- Найдем первую часть предложения: "Во время эвакуации наш теплоход подорвался на мине".
- Найдем вторую часть предложения: "я сам видел, как Зоя обихаживала раненых".
- Свяжем части предложения сравнительным союзом "как": "Во время эвакуации наш теплоход подорвался на мине, и я сам видел, как Зоя обихаживала раненых".
5. Мы хорошо знали, когда Анна Николаевна была довольна (А. А. Лиханов).
Обоснование: В данном предложении используется сложноподчиненное предложение с союзом "когда". Временной союз "когда" связывает две части предложения: "Мы хорошо знали" и "Анна Николаевна была довольна".
Постепенное решение:
- Найдем первую часть предложения: "Мы хорошо знали".
- Найдем вторую часть предложения: "Анна Николаевна была довольна".
- Свяжем части предложения временным союзом "когда": "Мы хорошо знали, когда Анна Николаевна была довольна".
6. Когда мне было три года, семья переехала в Одессу (Ю. К. Олеша).
Обоснование: В данном предложении используется сложноподчиненное предложение с союзом "когда". Временной союз "когда" связывает две части предложения: "Когда мне было три года" и "семья переехала в Одессу".
Постепенное решение:
- Найдем первую часть предложения: "Когда мне было три года".
- Найдем вторую часть предложения: "семья переехала в Одессу".
- Свяжем части предложения временным союзом "когда": "Когда мне было три года, семья переехала
1. Раскольников увидел ее → странное ощущение → глубочайшее изумление
2. Звёзды ударили по колокольчику → в комнате пошевелились
3. Мошенническое удражение → зло → поиск и казнь
4. Ранее уверял, что женится → всё готово к венцу
5. Дверь чуть-чуть приоткрылась → засмеялись и шепчутся в спальне
Схемы позволяют визуализировать связи между идеями и событиями в тексте, помогают увидеть логику и последовательность событий или мыслей. Например, в первом предложении глагол "увидел" вызывает эмоциональную реакцию и странное ощущение у главного героя. Во втором предложении звук колокольчика воспринимается Раскольниковым как шевеление в комнате. В третьем предложении злость стала причиной поиска и наказания героя. В четвёртом предложении уверения о женитьбе приводят к предположению о готовности к венцу. В пятом предложении дверь приоткрылась и в спальне кто-то засмеялся и заговорил шёпотом. Схемы могут помочь школьнику структурировать информацию из текста и понять, каким образом связаны события и эмоции персонажей.
Обоснование: В данном предложении используется сложноподчиненное предложение с союзом "что". Сочинительный союз "что" связывает две части предложения: "Разговор принял такой неожиданный оборот" и "горячность Кузьмы пропала".
Постепенное решение:
- Найдем первую часть предложения: "Разговор принял такой неожиданный оборот".
- Найдем вторую часть предложения: "горячность Кузьмы пропала".
- Свяжем части предложения союзом "что": "Разговор принял такой неожиданный оборот, что горячность Кузьмы пропала".
2. Гумно, что выходит в степь, всегда неуютно, скучно (И. А. Бунин).
Обоснование: В данном предложении используется сложноподчиненное предложение с союзом "что". Сочинительный союз "что" связывает две части предложения: "Гумно, что выходит в степь" и "всегда неуютно, скучно".
Постепенное решение:
- Найдем первую часть предложения: "Гумно, что выходит в степь".
- Найдем вторую часть предложения: "всегда неуютно, скучно".
- Свяжем части предложения союзом "что": "Гумно, что выходит в степь, всегда неуютно, скучно".
3. Здесь все было переплетено, как в земле переплетаются грибницы разных грибов (В. Б. Шкловский).
Обоснование: В данном предложении используется сложноподчиненное предложение с союзом "как". Сравнительный союз "как" связывает две части предложения: "Здесь все было переплетено" и "в земле переплетаются грибницы разных грибов".
Постепенное решение:
- Найдем первую часть предложения: "Здесь все было переплетено".
- Найдем вторую часть предложения: "в земле переплетаются грибницы разных грибов".
- Свяжем части предложения сравнительным союзом "как": "Здесь все было переплетено, как в земле переплетаются грибницы разных грибов".
4. Во время эвакуации наш теплоход подорвался на мине, и я сам видел, как Зоя обихаживала раненых (М. А. Дудин).
Обоснование: В данном предложении используется сложноподчиненное предложение с союзом "как". Сравнительный союз "как" связывает две части предложения: "Во время эвакуации наш теплоход подорвался на мине" и "я сам видел, как Зоя обихаживала раненых".
Постепенное решение:
- Найдем первую часть предложения: "Во время эвакуации наш теплоход подорвался на мине".
- Найдем вторую часть предложения: "я сам видел, как Зоя обихаживала раненых".
- Свяжем части предложения сравнительным союзом "как": "Во время эвакуации наш теплоход подорвался на мине, и я сам видел, как Зоя обихаживала раненых".
5. Мы хорошо знали, когда Анна Николаевна была довольна (А. А. Лиханов).
Обоснование: В данном предложении используется сложноподчиненное предложение с союзом "когда". Временной союз "когда" связывает две части предложения: "Мы хорошо знали" и "Анна Николаевна была довольна".
Постепенное решение:
- Найдем первую часть предложения: "Мы хорошо знали".
- Найдем вторую часть предложения: "Анна Николаевна была довольна".
- Свяжем части предложения временным союзом "когда": "Мы хорошо знали, когда Анна Николаевна была довольна".
6. Когда мне было три года, семья переехала в Одессу (Ю. К. Олеша).
Обоснование: В данном предложении используется сложноподчиненное предложение с союзом "когда". Временной союз "когда" связывает две части предложения: "Когда мне было три года" и "семья переехала в Одессу".
Постепенное решение:
- Найдем первую часть предложения: "Когда мне было три года".
- Найдем вторую часть предложения: "семья переехала в Одессу".
- Свяжем части предложения временным союзом "когда": "Когда мне было три года, семья переехала
2. Звёзды ударили по колокольчику → в комнате пошевелились
3. Мошенническое удражение → зло → поиск и казнь
4. Ранее уверял, что женится → всё готово к венцу
5. Дверь чуть-чуть приоткрылась → засмеялись и шепчутся в спальне
Схемы позволяют визуализировать связи между идеями и событиями в тексте, помогают увидеть логику и последовательность событий или мыслей. Например, в первом предложении глагол "увидел" вызывает эмоциональную реакцию и странное ощущение у главного героя. Во втором предложении звук колокольчика воспринимается Раскольниковым как шевеление в комнате. В третьем предложении злость стала причиной поиска и наказания героя. В четвёртом предложении уверения о женитьбе приводят к предположению о готовности к венцу. В пятом предложении дверь приоткрылась и в спальне кто-то засмеялся и заговорил шёпотом. Схемы могут помочь школьнику структурировать информацию из текста и понять, каким образом связаны события и эмоции персонажей.