Задание 1 Прочитай отрывок из произведения К. Сергиенко «До свидания, овраг».
Своего Человека я встретил ночью. Это было зимой. У меня тогда сильно болела лапа. В одном месте из-под земли шёл пар, снег тут растаял. Я лёг и стал греть лапу на большой железной крышке. Мой Человек шёл в распахнутом пальто. Он размахивал рукой и что-то говорил сам себе. Около меня он споткнулся, а потом присел на корточки.
- Здравствуй, уважаемый, - сказал он. - Как дела?
Я сразу почувствовал к нему доверие. Я понял, что не надо убегать. Этот человек меня не обидит. Я показал ему больную лапу.
- Дела неважные, - сказал он. - Пойдём со мной.
- Так, - сказал он, - будем лечиться. Но сначала надо перекусить. Так ведь, мой друг?
Я согласился. Он кормил меня очень вкусной колбасой, а потом лечил мою ногу. Так приятно, когда тебя лечат. Немножко больно, зато знаешь, что скоро всё будет в порядке.:
- Ну, уважаемый, пора расставаться. Ты накормлен и подлечен. Большего я для тебя сделать пока не могу. Подождём лучших времён.
Я всё понял. Он не мог оставить меня.
ответь на вопросы.
1. При каких обстоятельствах пёс встретил своего Человека? ответ найди в тексте и запиши.
2. Какие чувства испытал пёс в этот момент?
3. Как ты думаешь, почему пёс называет Человека своим?
4. Задай 1 вопрос одному из героев рассказа по содержанию прочитанного.
Начни вопрос со слов: «Почему…?», «Можно ли сказать, что…», «Что было бы, если…»
Задание 2
Спиши слова и определи спряжение глаголов: мечтать ,вертеть ,ловить, обидеть ,болеть, дышать
1. Раскрыть скобки, поставить знаки препинания
1) Я был резв, ленив и вспыльчив, но чувствителен и честолюбив, и ласкою от меня можно было добиться всего.
2) К несчастью, всякий вмешивался в моё воспитание, и никто не умел за меня взяться.
3) Было темно, но я всё-таки видел и деревья, и воду, и людей.
4) Всё дальше путь, и месяц выше, и звёзды меркнут в серебре.
5) Где-то в глубине глухо посвистывал сквозняк и капала вода с прозрачным звуком.
6) То ли рассветало, то ли тучи на небе рассеялись.
2. Укажите количество грамматических основ в предложениях.
1) На лесных дорогах при приближении врага валили деревья вершинами к неприятелю, и конница кочевников увязала в лесах. (2)
2) Пока я прибежал, всё село было в огне, но я, думая о тетрадках, пустился бежать к своему дому. (3)
3) Смотрю на свой каменный дом, а он ещё цел, но занавески горят, и лесенка на террасе дымится. (4)
3.Выпишите грамматическую(ие) основу(ы) предложения
1) Нёс я эти тетрадки, эту кладовую несгораемых слов, за собою всюду, и не раз они выручали меня из еще большей беды, чем пожар. - Нёс я тетрадки, кладовую несгораемых слов; они выручали.
2) Зазвенели пилы, застучали топоры под Воронежем, в сотнях кузниц ковали гвозди и якоря, и корабли пошли вниз по Воронежу. - Зазвенели пилы; застучали топоры; ковали гвозди, якоря; корабли пошли.
3) Леса вставали на пути половцев, ногайских и крымских татар. - Леса вставали на пути.
4. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении
К утру ветер ослабел и снег перестал.
2) Сложное предложение с общим второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна.
5. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
На скамейку кто-нибудь присаживался, и начинался неторопливый разговор.
3) ССП, перед союзом И нужна запятая
6. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Распустилась сирень и наполнила ароматом весь сад.
2) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна
7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (ы), обозначающую запятую между частями сложносочинённого предложения.
На лесных дорогах при приближении врага валили деревья вершинами к неприятелю, (1) и конница кочевников увязала в леса. Царь Пётр,(2) замысливший обзавестись флотом, (3) искал подходящее место начать строительство. Много лесов было осмотрено, (4) но только тут, (5) под Воронежем, (6) царь нашёл то, (7) что искал.
1, 4, 7.
1. Раскрыть скобки, поставить знаки препинания
1) Я был резв, ленив и вспыльчив, но чувствителен и честолюбив, и ласкою от меня можно было добиться всего.
2) К несчастью, всякий вмешивался в моё воспитание, и никто не умел за меня взяться.
3) Было темно, но я всё-таки видел и деревья, и воду, и людей.
4) Всё дальше путь, и месяц выше, и звёзды меркнут в серебре.
5) Где-то в глубине глухо посвистывал сквозняк и капала вода с прозрачным звуком.
6) То ли рассветало, то ли тучи на небе рассеялись.
2. Укажите количество грамматических основ в предложениях.
1) На лесных дорогах при приближении врага валили деревья вершинами к неприятелю, и конница кочевников увязала в лесах. (2)
2) Пока я прибежал, всё село было в огне, но я, думая о тетрадках, пустился бежать к своему дому. (3)
3) Смотрю на свой каменный дом, а он ещё цел, но занавески горят, и лесенка на террасе дымится. (4)
3.Выпишите грамматическую(ие) основу(ы) предложения
1) Нёс я эти тетрадки, эту кладовую несгораемых слов, за собою всюду, и не раз они выручали меня из еще большей беды, чем пожар. - Нёс я тетрадки, кладовую несгораемых слов; они выручали.
2) Зазвенели пилы, застучали топоры под Воронежем, в сотнях кузниц ковали гвозди и якоря, и корабли пошли вниз по Воронежу. - Зазвенели пилы; застучали топоры; ковали гвозди, якоря; корабли пошли.
3) Леса вставали на пути половцев, ногайских и крымских татар. - Леса вставали на пути.
4. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении
К утру ветер ослабел и снег перестал.
2) Сложное предложение с общим второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна.
5. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
На скамейку кто-нибудь присаживался, и начинался неторопливый разговор.
3) ССП, перед союзом И нужна запятая
6. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Распустилась сирень и наполнила ароматом весь сад.
2) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна
7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (ы), обозначающую запятую между частями сложносочинённого предложения.
На лесных дорогах при приближении врага валили деревья вершинами к неприятелю, (1) и конница кочевников увязала в леса. Царь Пётр,(2) замысливший обзавестись флотом, (3) искал подходящее место начать строительство. Много лесов было осмотрено, (4) но только тут, (5) под Воронежем, (6) царь нашёл то, (7) что искал.
1, 4, 7.